М. Крупянко, Л. Арешидзе. США в Восточной Азии в начале XXI века. Трудности борьбы за сохранение позиций E-mail

К концу первого десятилетия  ХХ1 в. влияние Соединенных Штатов Америки как глобальной сверхдержавы, способной осуществлять монопольный контроль над развитием  событий в мире, стало ослабевать.  Разумеется, Америка еще долгое время  будет оставаться крупнейшим отдельно взятым центром глобальной мощи: она ежегодно тратит на свои вооруженные силы около 700 млрд. долл., ее сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы – самые мощные на планете. США имеют самую мощную экономику в мире, их ВВП составляет около 14 трлн. долл. и его размер является крупнейшим в мире. США  остаются  важным источником идеологического воздействия  в мире через свое  кино и телевидение. Америка - крупнейший центр информации и инноваций.
Но признавая за США неоспоримое могущество, нельзя не замечать относительного уменьшения их роли как глобального  лидера, а вместе с тем и абсолютное снижение  американского влияния и авторитета. Доля США в мировом импорте упала до 15%,  их доля в мировом ВВП также имеет тенденцию к снижению по причине замедления  темпов экономического роста в сравнении с такими азиатскими гигантами как Китай и Индия.  Первенство США оспаривается  и в других  сферах, таких как эффективность использования вооруженных сил и ведение дипломатии. События 11 сентября 2001 г. показали, как при небольших расходах террористы смогли добиться  гибели американцев и материальных разрушений беспрецедентного масштаба. Многие наиболее дорогостоящие виды  новейших вооружений оказались неэффективными на нетрадиционных полях сражений, например, в городских кварталах Ирака, когда  большое число легковооруженных солдат способны вполне успешно противостоять  американской армии, имеющей  хорошую боевую подготовку и самое современное вооружение в мире.
    Часть политической и академической элиты США легко поддается искушению переложить вину за происходящее с Америкой на неэффективное управление (Барак Обама), на «имперское перенапряжение сил» (Пол Кеннеди). К концу первого десятилетия ХХ1 в. стрелы критики были часто направлены в адрес республиканской  администрации  Джорджа Буша, во многом сформированной  из ветеранов «холодной войны». Этой администрации  предъявлялись претензии за провалы в американской внешней политике начала ХХ1 в., за  проигрыш  серии  войн, за  коллапс национальной финансовой системы и  стагнацию во всех сферах американской экономики. 1)
    Представляется, однако, что это не совсем точный диагноз проблем американской внешней и внутренней политики и уж тем более дело отнюдь не в ошибках республиканской администрации Буша. Просто после победы в «холодной войне» Соединенным Штатам Америки становится все сложнее в одиночку справляться с новыми историческими вызовами, брошенными американскому гегемонизму другими центрами силы, не желающими подчиняться диктату единственной сверхдержавы.  И поэтому власти этой страны, вне зависимости от их партийной принадлежности,  решают  сложнейшие задачи сохранения и укрепления американского влияния в мире, предпочитая при этом опираться на  свой главный ресурс - превосходящую военную мощь, которой не обладает ни один соперник США в мире. При этом Вашингтон  не очень полагается на эффективность умеренного внешнеполитического курса, малопригодного для условий хаоса, в котором находится  система международных отношений после «холодной войны» и уничтожения биполярного мира. Выступая в Белом доме с прощальным обращением к нации 15 января 2009, президент США Джордж Буш подчеркивал, что « …наши враги упорны и стремятся вновь нанести удар. Америке необходимо сохранять  свой авторитет в мире и борьбы между силами «добра и зла» будет бескомпромиссной. Многие опасности еще впереди….Но с храбростью нашего народа и верой в наши идеалы великая американская нация никогда не падет».  2)  
       С точки зрения руководства США, наступательная, силовая американская  дипломатия в новых исторических условиях выглядит вполне адекватной, логичной и последовательной. Такая линия поведения в первую очередь призвана  сохранить и по возможности укрепить  слабеющие позиции Америки в мире. В соответствии с поставленными задачами власти США подбирают и необходимые средства. Они включают в себя такие методы, как расшатывание ситуации в наиболее стратегически значимых для Америки районах мира,  как сталкивание интересов ведущих мировых игроков друг с другом,  как активное восстановление слабеющих позиций на глобальном и региональном уровне.
 Причем следовать этому курсу американцы намерены  и в будущем, опираясь на все еще сохраняющееся  военное превосходство в мире. Ведь несмотря даже на финансовые и экономические трудности конца первого десятилетия ХХ1 в., военные расходы США не уменьшались, а имели тенденцию к росту.  В 2008-2009  финансовому году они увеличились до 670 млрд. долл.  В 2008 г. США  в короткие сроки реанимировали свой четвертый оперативный флот, сформированный еще в  годы второй мировой войны  для защиты  американских конвоев  от немецких судов  в Южной Атлантике. Сегодняшняя цель этого флота - не допустить военного присутствия России  в  зоне  стратегических интересов Америки в Западном полушарии. США пытаются разместить элементы национальной ПРО в Чехии и Польше и вплотную приблизить НАТО к российским границам, сформировав "санитарный кордон"  вокруг России на западе, юге и на востоке.
Наступательный характер американской дипломатии особенно зримо в конце первого десятилетия ХХ1 в. можно было наблюдать на российском и китайском направлениях, т.е. на направлениях потенциального противника.  США пытаются «отколоть» от Москвы ее союзников, и в первую очередь страны ближнего зарубежья, частично превратить их в своих стратегических партнеров, как это произошло с Грузией 9 января 2009 г., когда Вашингтон  подписал с Тбилиси американо-грузинское соглашение о стратегическом партнерстве. Вашингтон последовательно ведет работу по формированию единого антироссийского фронта и вовлекает в него "пятую колонну" внутри России.  Тон в этой деятельности  задают первые лица США. Так, госсекретарь США Кондолиза Райс, выступая 18 сентября 2008 г. в Фонде Маршалла с резкими выпадами в адрес России, пообещала поддерживать "всех русских, желающих для своей великой страны свободного будущего". Она обещала помощь Грузии в учреждении  "Конгресса народов Кавказа", деятельность которого направлена на объединение всех кавказских народов, включая население российских республик Северного Кавказа, для совместной борьбы против "российской агрессии". Президент Буш, принимая в Белом доме с  оппозиционеров  из "тоталитарных" стран, обещал  «нанизать» Россию на "ось зла".  США оказывают содействие  Польше и странам Прибалтики  в создании нового "Варшавского договора", антироссийская и проамериканская направленность которого не оставляет сомнений в целях его организаторов.
     Решение сложнейшей для американской правящей элиты  задачи по восстановлению и укреплению позиций США  в мире не ограничивается   стратегическим сдерживанием только  России, как это было в период биполярного мира. Решение  проблемы сегодня немыслимо  без проведения активной  внешней политики и в отношении  восточноазиатского региона, за сохранение позиций в котором Америка будет жестко бороться. Не случайно,  среди международных приоритетов  США в начале ХХ1 в. этот регион  стал занимать  особое положение. На то  у Вашингтона имелись  веские основания. 3)  
    Во-первых, это стремительный и трудно сдерживаемый рост геоэкономического и геополитического влияния  Китая в мире,  превратившегося для США в главного и опасного  соперника, который заменил СССР периода «холодной войны». Америка не может и не будет с этим  мириться. По оценкам Фонда Карнеги, к  2035 г. китайская экономика выйдет на первое место в мире и  превзойдет американскую как минимум в два раза. ( ВВП КНР в 2035 г. составит 82 триллиона долл. против 44 триллионов - у  США- М.К.). Последствия этого не заставят себя ждать: произойдет серьезная перестройка мировой экономической и валютно - финансовой  системы, в которой США  будут вынуждены играть подчиненную роль. А это не может их не тревожить уже сегодня. Не случайно с завидной регулярностью в американской печати в начале ХХ1 в. появлялись резкие публикации о неизбежной войне Америки с Китаем. Не может не беспокоить Вашингтон и внешнеполитическое поведение Китая, особенно его  сближение с Россией в политической и экономической областях. Пекин идет на это в первую очередь, рассчитывая на стабильные поставки российского сырья и топлива. Китай успешно завоевывает  симпатии своих «малых друзей»  из числа стран- членов Ассоциации  государств Юго-Восточной Азии, предоставляя  соседям  гранты  и торговые  преференции, снабжая  их военной  техникой по заниженным ценам и формируя на этой основе вокруг себя  каркас интеграционного  объединения. США серьезно обеспокоены образованием  китайского центра силы, способного, в конечном счете, вытеснить единственную сверхдержаву из региона и занять по отношению к Америке враждебную позицию. Для подавляющего большинства китайцев, судя по опросам общественного мнения, США по-прежнему остаются самой непопулярной страной в мире. По мере реализации американской наступательной  политики, нацеленной на «сдерживание Китая»,  враждебность к США в Китаем может только возрастать. 4)
    Во-вторых, повышенный интерес США к восточноазиатскому региону обусловлен также необходимостью воспрепятствовать России  реализовать   свою восточно-азиатскую стратегию, прирастить свою мощь за счет стран региона, осуществить свой «новый рывок  к Тихому океану». Америка не заинтересована в том, чтобы наша страна  вернула  себе утраченные в 1990-е годы геополитические позиции в Восточной и Юго-Восточной Азии. США будут мешать России  укреплять российско-китайское стратегическое партнерство,  будут препятствовать внедрению России в экономику своего самого  верного союзника  в регионе – Японии. США не допустят, чтобы Россия  стала не только военно-политической, но и экономико-технологической частью Восточной Азии. Вашингтон не хочет  быть вытесненным из Восточной Азии  не только усилиями Китая, но и России. Поэтому США будут всячески препятствовать Москве  формировать двусторонние «узлы» партнерства  с Китаем, Северной и Южной Кореей, Японией  и Монголией. 5)
Америка сама намерена  использовать эти государства  для сдерживания растущего влияния России в регионе.  События в Монголии летом 2008 г., сопровождавшиеся попытками оппозиции организовать государственный переворот, за которым  определенно просматривались  стратегические интересы США по созданию еще одной «горячей точки» на южных границах России, свидетельствовали об интересе США взять под свой контроль и эту небольшую восточноазиатскую страну, разместить там свои военные базы, одновременно угрожая  безопасности  как России, так  и Китая. Кроме того,  на северо-западе Монголии  проживает многочисленная  казахская диаспора, через которую  Вашингтон всегда готов разыграть ситуацию в свою пользу и на приграничных казахстанских территория, препятствуя России укрепить свои позиции  и в этой части Азии.  Вашингтон  сдерживает Россию на западе, юге и на востоке, рассчитывая, что у российского руководства просто не хватит ресурсов и политической  воли для развертывания ситуации в свою пользу одновременно  по периметру всех своих границ  на многих фронтах.
    В-третьих, повышенный интерес США к Восточной Азии предопределен опасениями навсегда «потерять» свой стратегический плацдарм на Корейском полуострове,  и своего второго верного союзника в регионе – Южную Корею, в которой выросло  новое поколение политиков и  молодежи,  стремящихся не к конфронтации, а к примирению с КНДР. 6) Большая часть  южнокорейской молодежи сегодня полагает, что США создают  более серьезную угрозу национальной  безопасности, нежели режим Ким Чен Ира. Именно Америка  проводит враждебную политику по отношению к Северу, основательно подрывая  «политику солнечного света», заложенную Ким Дэ Чжуном еще в 1990-е годы, которая была направлена на  примирение с Северной Кореей. США прилагают большие усилия к тому, чтобы не произошло объединение Кореи, а если этого избежать не удастся, то  чтобы на Корейском полуострове образовалось  экономически слабое  и политически проблемное государство с американскими  войсками на границе с Китаем и Россией, исповедующее  идеологию агрессивного  национализма. Поэтому США заинтересованы  как можно дольше оставаться на территории Корейского полуострова как на  своем стратегическом объекте, с которого им легко контролировать  всю Северо-Восточную Азию. Очевидно, что по доброй воле  американцы оттуда  уходить  не собираются, а в случае объединения Корейских государств, намерены сохранить там свое военное присутствие, что облегчило бы им задачу эффективно  сковывать действия российского тихоокеанского флота, а также ВМФ КНР,  обеспечивая тем самым Соединенным Штатам  Америки  прочное господство на морях  в западной части  Тихого океана.  
 Следует, правда, признать, что США пока не обладают достаточными возможностями, чтобы переломить ситуацию в свою пользу путем односторонних действий.  Этим и объясняется  повышенный интерес  американской дипломатии к событиям на Корейском полуострове с привлечением  на свою сторону Китая, России и Японии для гальванизации ситуации, для сохранения здесь статус-кво. 7)



 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.