У.З. Шарипов. Сравнительные геостратегические позиции России в период грузино-российского вооруженного конфликта и мирового финансово-экономического кризиса 2008 года. E-mail
В настоящее время в международных отношениях, которые непосредственно касаются России, появились два негативных фактора: во-первых, грузино-российский вооруженный конфликт в августе-сентябре 2008 года, и, во-вторых, разразившийся вслед за ним (начиная с октября) острый международный финансовый кризис, зачинщиком которого стала внезапно вскрывшаяся несостоятельность ряда ведущих финансовых учреждений США. В данной связи, Президент страны Д.А. Медведев в своем годовом послании россиянам, представленном в Совете Федерации РФ, а также в дальнейшем, сделал главный акцент именно на этих новых опасных политических и экономических явлениях и их последствиях. Таким образом, перед государством встала задача предпринять серьезные усилия, чтобы с наименьшими потерями нейтрализовать влияние на Россию этих негативных факторов.
Целью данной статьи не является разбор причин и содержания российско-грузинского вооруженного конфликта и мирового финансового кризиса, а только – попытка оценки текущих сравнительных геостратегических позицийx/ Российской Федерации на фоне таковых ведущих держав и субъектов современного мира.
Сначала для изложения данной темы приведем вкратце соответствующий исторический экскурс, исходя из общепринятого понятия: «История – есть ключ к пониманию процессов настоящего» (БСЭ, второе издание, т.1.
Примеров о становлении и продолжительности существования государств либо держав – благоприятных условий для их развития и функционирования; их войнах; и, наконец, их стагнации и падениях в мировой истории – множество. Вот, к примеру, некоторые из наиболее прославившихся в истории: в древности – Персия династии Ахеменидов; завоевания Александра Македонского, создание его конгломератной империи и быстротечный ее раскол; возрастание могущества Древнего Рима, его обширные завоевания в Европе, Северной Африке и Западной Азии, затем постепенное его угасание; в новое время – великодержавный взлет Франции в результате деятельности военного и административного гения Наполеона Бонапарта и гибель империи последнего, затем настала очередь Австро-Венгрии, Великобритании и т.д. То есть, все эти державные образования были невечными. Их измельчанию и падению способствовали как нарастание внутренних негативных факторов (и экономических, и социальных) в результате растущих затрат на завоевание земель иных народов,  удержание их под своей властью (не исключая воздействие стихийных явлений), так и периодическое появление все новых и новых стратегических противников, сила которых в конце концов стала значительно превосходить оборонительные и экономические возможности первых. Как известно, история человечества и государств – это не только мирное сосуществование народов, но и нередко вспыхивавшие войны, больших и малых (включая и их «холодные» формы), во имя интересов их правителей и окружения, а также за передел границ подвластных территорий. Определения войнам были даны многими историческими личностями: Гаем Юлием Цезарем, Наполеоном Бонапартом, Карлом Клаузевицем и др. Так, в частности, в XX-м веке рациональным прозвучало высказывание гениального ученого  Николы Тесла: «Главной причиной войн является разность потенциалов вовлеченных в конфликт государств и народов». Вместе с тем, данное заявление выглядит упрощенным, так как немаловажную роль в происхождении войн и конфликтов играют и субъективные факторы – ответственные или безответственные решения руководителей тех или иных государственных образований. В итоге случившихся вооруженных коллизий та или иная сторона либо пожинает победу, либо терпит поражение, и далее следуют последствия. Таким образом, в силу действия комплекса обстоятельств, среди которых военный фактор был зачастую решающим, нередко на смену прежних держав и сильных режимов в исторические государственные приоритеты приходили новые субъекты. Так, к примеру, на БСВ древнеегипетские царства уступили славу сильнейших персидским Ахеменидам; затем последовали, сменяя друг друга, державы Александра Македонского, древнего Рима и т.д. То есть на историческом пути у утвердившихся в державном ранге режимов всегда появлялись все новые и новые оппоненты: у Древнего Рима – на смену Египта, Карфагена, Сасанидской Персии пришли франки и бритты, затем – готы, германцы, гунны; у наполеоновской Франции – вместо ослабленных Италии, германских княжеств и Польши, а также подавленной силой Испании сформировалась коалиция европейских держав в составе Англии, Австрии, России, Пруссии. Что касается России в новое и новейшее время, то противниками сначала были Швеция, Турция, Австрия, Англия и т.д., а у СССР – Германия, Япония, Италия, а затем Англия и США. После распада СССР у Российской Федерации опять-таки существуют сильные державные оппоненты: США, Китай, Япония, Западная Европа, военный блок НАТО и т.д. Таким образом, на современной мировой арене, также как и в прошлом, происходит процесс диверсифицированной явной и подспудной конкуренции, а также противоборство между державами и цивилизационными блоками: в экономике, политике, военной и социальной сферах, демографии.
Что касается вооруженного конфликта на Кавказе, то внезапно произведенная грузинским руководством военная операция в Южной Осетии привела к вмешательству России, чья 58 армия, сосредоточенная в приграничном регионе, вступила в непосредственные военные действия с грузинскими вооруженными силами  и, не ограничившись действиями в Южной Осетии, захватила почти четверть территории Грузии, включая город Гори и портовый город Поти. Однако в вопрос разрешения данного двустороннего межгосударственного конфликта вмешался ряд оппонентов России из международного сообщества, и прежде всего из Совета Европы. Это привело к срочным переговорам президента Франции Саркози, как председателя СЕ, с российским руководством, постепенному выводу российских войск с территории Грузии, а затем в спешном порядке правящие круги Абхазии и Южной Осетии провозгласили образование собственных независимых государств. Но проблема конфликтности в данной связи не была исчерпана – она продолжилась не только в российско-грузинских отношениях, но и во взаимоотношениях Москвы с западными правящими кругами.
К сожалению, вослед краткосрочной войне на Кавказе в мире разразился весьма глубокий финансовый кризис, который негативно отразился на мировой экономике, и в том числе на России.
Вот, в связи с данными негативными факторами 2008 года, представляется нелишним вкратце остановиться на сравнении геостратегических показателей потенциала Российской Федерации с таковыми ее основных оппонентов на мировой арене.
Экономика:
Развитие народного хозяйства России в течение последнего десятилетия нельзя отнести к категории успешной государственной деятельности по дальнейшему укреплению и диверсификации своей экономики и общества в целом: 8% рост ВВП был получен за счет коммерческого строительства, торговли, финансовых услуг – то есть секторов вне производства, а сельское хозяйство, промышленность развивались значительно ниже показателей ВВП. Иностранные капиталовложения были низкими – 4% к уровню ВВП, в то время, как в Китае – 20% (Вл. Милов, эксперт, ТВ –  «Совершенно секретно», 18, 24.10.2008).
Сравнительные макроэкономические показатели Российской Федерации на 2007-2008 гг.:
ВВП (в трлн. долл.): РФ – 2,1; США – 13,8; КНР – 7,0; Япония – 4,3; Европейское сообщество – 14,7, в т.ч.: Германия – 2,8, Великобритания – 2,1, Франция 2,0 (IMF (МВФ) – World Economic Outlook Datebase; р/c «Свобода», 06.02.2008; ТВ – РТБ, «Вести» за 2008 г.).  При этом, если ВВП США составляет 21,3% к общемировому уровню, то ВВП РФ – только 3,9%  (IMF (МВФ) – World Economic Outlook Datebase; ТВ –  «Совершенно секретно», 18, 24.10.2008).
Золото-валютные резервы (трлн. долл.): РФ – 0,55; КНР – 1.5; Япония – 1,0 (Росбизнес консалтинг, Комсомольская правда, 12.01.2008; р/c «Свобода», 18.10.2007; ТВ – ОРТ, РТР, 04,12.11.2008).. Причем, по заявлению Председателя Центробанка РФ С. Игнатьева, «за сентябрь-октябрь 2008 года золотовалютный запас России сократился еще на 97,8 млрд. долл.» (РЕН ТВ, 23.11.2008). Председатель же Торгово-промышленной Палаты РФ Е.М. Примаков, оценивая значение имеющихся золотовалютных резервов, сказал: «Сейчас они не допустят всплеска инфляции и резких колебаний рубля. Однако создавшиеся сложные условия функционирования национального финансового хозяйства не позволят нам форсировать создание расширенного сектора экономики – момент упущен» (ТВ-РБК,20.11.2008).
Промышленность: место в общей структуре экономики: в РФ – 12-15%, в США, Западной Европе – 30%. При этом российская промышленность характеризуется отсутствием единой структуры и нередко рванными межотраслевыми связями (причем это касается и стратегически важных промышленных сегментов). То есть наблюдается лишь частичная самостоятельность национальной индустрии; половина потребляемой технологии в подразделениях «А» и «Б» завозится из-за границы; промышленное оборудование  в среднем имеет возраст от 20 и более лет (в Японии, к примеру, 90% – от 5 до 8 лет. Близки к ней также показатели США и Западной Европы).
Причинами этого (помимо надрыва национальных финансов в результате долговременной так называемой «гонки вооружений») явилось то, что в народном хозяйстве России с 90-х годов XX-го века было провозглашен его полный переход к «рыночной системе» хозяйствования и, вследствие этого, произошел отказ от  соблюдения принципа преимущественного обеспечения национальным промышленным подразделением «А» (производство средств производства) подразделения «Б» (производство средств потребления)x/. Это открыло пути для возникновения спекулятивных течений и, наконец, произошел полный расцвет компрадорского сектора: различными методами стала нагнетаться замена национальной технологии иностранной, ввиду ее более высокой эффективности, не останавливаясь перед полным или частичным разрушением сложившихся за многие десятилетия объектов и даже отраслей национального производства. Данный процесс привел не только к нарастанию цепной зависимости от условий сотрудничества с иностранными компаниями, но и к появлению у внешнего фактора возможности в крупных масштабах и в любой момент вызвать кризисные явления в российской экономике.
Государственный бюджет РФ: составляет одну десятую часть бюджета США (2,5 и 25% соответственно к общемировому показателю); также весьма уступает таковому КНР, Японии и ЕС. По своей доходной части он, как и внешнеторговый баланс страны, во многом гарантируется за счет доходов от экспорта углеводородов и налогов на нефтегазовые и металлургические компании (черные и цветные металлы). Такая бюджетная основа поступлений не является глубинно-стратегической и долговременной гарантией стабильного развития государственных финансов.
Характер прилива и отлива капиталов, уровень инвестиций в народное хозяйство: за последние 15 лет их баланс был сильно отрицательным, так как вывоз капиталов из страны был чрезвычайно высоким за счет оседания прибылей углеводородных и других сырьевых и коммерческих объектов, а также активного перевода финансовых средств через расплодившиеся частные и полугосударственные банки. По утверждению некоторых руководителей, связанных с финансовыми учреждениями и компаниями (в том числе зам. Председателя Комитета ГД РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам М.Л. Шаккумом), за 90-е годы из России за рубеж различными путями и способами было переведено до 1 трлн. долл. Что касается влияния мирового финансового кризиса, разразившегося в октябре 2008 года, то, по словам председателя Торгово-промышленной Палаты РФ Е.М. Примакова (ТВ – «Вести», 08.11.2008; РБК; «Совершенно секретно»): «Пока мы (правительство) сделали все, чтобы погасить внешний госдолг (правительственный), и на 90% это осуществили, наша общероссийская внешняя задолженность возросла за счет деятельности отечественных спекулятивных банков и других учреждений. Получилось так, что, с одной стороны, мы расплачивались с Западом (и об этом информировали народ), а с другой – накапливали новые долги. Страна потеряла в целом (это и бегство капиталов, и сокращение инвестиций как национального, так и иностранного капиталов в экономику России, и прекращение выдачи кредитов отечественными банками предприятиям, компаниям и строительным организациям (У.З.Ш.) около полтриллиона долларов». Однако сегодняшнее правительство – заявление председателя Центробанка России С. Игнатьева, а также его зама А. Улюкаева (ТВ – «Вести», ОРТ, 10.11.2008; РБК, 05.11.2008) – признает утечку за сентябрь-октябрь с.г. только 50 млрд. долл. (а затем назвало 74 млрд. долл.) – это, как видно из выше приведенных сведений, не охватывает действий частного и иностранного секторов, а также других сторон пассива финансовой сферы России, хотя на Западе все задолженности наших экономических субъектов присовокупляются к общему российскому долгу.


 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.