В.П. Панкратьев. Палестино-израильский конфликт E-mail

(Доклад на "Круглом столе" в Совете Федераций)

Не метит Джордж Буш-младший стать дважды лауреатом Нобелевской премии на Ближнем Востоке и осчастливить иракцев и палестинцев. Буш как и его отец в 1991 г., стремится решить военными методами ряд проблем и обязуется урегулировать один из самых затяжных конфликтов на Ближнем Востоке. Вашему вниманию предлагается статья посвященная анализу причин провала палестино-израильских переговоров по плану Клинтона - Барака. Как нелегко будет президенту Бушу решать задачу создания палестино-израильского государства, которую с 1947 г. не могла решить ООН. «Дорожная карта», самые упорные противники которой уступают свои позиции одну за другой. Под натиском доллара после того как США решат задачи, касающиеся региона, за нелегкую задачу палестино-израильского урегулирования взялся израильский премьер-министр. Ариэль Шарон сформировал сегодня правительство из противников создания Палестинского государства, но ему придется уступить, так как ему срочно требуются гарантии на получение займа 8 млрд. займа долл. и 4 млрд. на закупку вооружений.
После провала палестино-израильских переговоров в Кэмп-Дэвиде (июнь 2000 г.) на волне недовольства израильтян неспособностью правительства обеспечить мир и безопасность израильтянам, разрешить затяжной экономический кризис и прекратить падение жизненного уровня б стране на смену проигравшему битву генералу Эхуду Бараку пришел другой генерал Ариэль Шарон, 74-летний ветеран армии, сторонник жесткой политики в отношении палестинцев, разработчик операции вторжения израильских войск в Ливан в 1982 г., стратег израильской экспансии и строитель израильских поселений на оккупированных арабских землях.
Ариэль Шарон явился первым лидером правых кругов израильского общества, открыто выступившим за создание палестинского государства в комплексе мер по урегулированию израильско-палестинского конфликта. Центральным условием достижения мира для него было обеспечение безопасности Государства Израиль и его граждан. В подходе к урегулированию он опирался на формулу "мир в обмен на безопасность".
В территориальном вопросе Шарон предлагал следующее: Израиль сохраняет за собой контроль в двух зонах безопасности на Западном береге реки Иордан: широкая внешняя буферная зона между Палестинским государством и Иорданией (Восточная зона. Вторая внутренняя зона безопасности (Западная) вдоль границы, существовавшей до арабо-израильской войны 1967 г. Израильские поселения остаются в неприкосновенности (200 поселений, 200 тыс. жителей) по соображениям безопасности. Палестинцы получают контроль между двумя зонами безопасности за исключением израильских поселений и дорог, построенных Израилем для соединения их друг с другом и с израильским хин-терлендом. Израиль контролирует палестинские границы с Иорданией и Египтом. Районы Полосы Таза и Западного берега соединяются специальными коммуникациями.
После реализации этого плана стороны могут приступить к переговорам об окончательном урегулировании.
Выдвигая свой план урегулирования конфликта А. Шарон требовал устранения лидера
палестинцев Ясира Арафата. В то же время желая продемонстрировать гибкость он проявлял готовность встречаться с прочими руководителями палестинской администрации и ООП. Так в январе 2002 г. прошла его первая встреча в качестве премьер-министра Израиля с палестинскими руководителями из ближайшего окружения Арафата с генсеком ООП и вторым лицом в Палестинской автономии Махмудом Аббасом (Абу Мазеном), спикером Палестинского законодательного совета Ахмедом Куреи (Абу Аля), министром финансов палестинского правительства Салан Файезом.
Время от времени А. Шарон демонстрирует готовность идти на переговоры, хотя и не изменяет своих жестких требований к палестинцам «прекратить восстание, выдвигая одни за другим ультиматумы вроде семидневного моратория на теракты, что было практически не осуществимо. Он продолжает ожидать либо появления на палестинской политической сцене нового лидера, либо согласия Арафата вести переговоры на израильских условиях».
Проблема с реализацией плана Шарона заключается в том, что, потеряв год, отвергая переговоры, он не знает, с кем вести их.
Вашингтон в этом отношении время от времени меняет свою позицию по Арафату: то устраивает Шарону выволочку за попытки убрать Арафата с политической сцены в отсутствии приемлемой альтернативы, то заявляет о прекращении контактов с главой Палестинской автономии, что лишь ослабляет позиции Шарона. План Шарона не вызывает энтузиазма палестинцев, особенно в разделах о возвращении палестинских территорий и об израильских поселениях, отводе войск к предвоенным границам 1967 г., об Иерусалиме и статусе святых мест и т.п.
Ариэль Шарон соглашается на передачу под палестинский контроль территории между двумя буферными зонами безопасности. Его подход к территориальному вопросу означает то, что, если Палестинское государство и будет создано, то оно окажется нежизнеспособным, будучи расчлененным на изолированные друг от друга анклавы, лишенные функциональных границ независимого общения с внешним миром.
Что касается требования отвода израильских войск к границам, существовавшим до войны 1967 г., то Шарон не желает даже рассматривать этот вопрос так как он затрагивает интересы израильских колонистов-поселенцев, являющихся его серьезными союзниками на выборах. Такая позиция объясняется политикой поощрения территориального экспансионизма, оправдываемого историческими притязаниями.
Не менее жесткую позицию занимает Шарон по Иерусалиму, который был захвачен израильской армией в 1967 г., аннексирован и провозглашен единой и неделимой столицей Израиля.
В ответ на требование Арафата вернуть Восточный Иерусалим, контролировавшийся Иорданией до войны 1967 г. Шарон отвечает решительным нет.
Левая Партия труда придерживалась той же линии по данному вопросу, но допускала некоторые формальные уступки палестинцам.
Особое место в споре из-за Иерусалима занимает гора Благородного святилища (Харам Аль-Шариф) она же Храмовая гора с мечетью Апь-Акса на вершине, занимающая третье место по значению для мусульман после Мекки и Медины. Гора в равной степени священна и дорога и для евреев.
Однако А. Шарон в пику Э. Бараку и палестинцам совершил провокационный вояж на вершину горы, чтобы продемонстрировать палестинцам, кто хозяин в городе и что им нечего надеяться на контроль над мусульманским святилищем, а заодно повысить свой рейтинг на предстоящих выборах.
Эта вызывающая акция лидера партии «Ликуд» послужила искрой, запалившей пожар восстания палестинского народа семь долгих лет надеявшегося на облегчение жизни, избавление от оккупации, репрессий, на независимость. Она стала той соломинкой, которая переполнила чашу терпения палестинцев.
С сентября 2000 г. интенсивность восстания беспрерывно нарастает. Семнадцать месяцев Шарон находится у власти, но он так и не приступил к выполнению своего плана урегулирования. Все это время он ведет изнурительную войну на истощение с противником, которого он многократно превосходит в живой силе, не говоря уже о техническом оснащении, но не может с ним справиться. Израильские солдаты вторгаются в палестинские города при поддержке бронетехники и вертолетов, втягиваются в изматывающие бои, производят аресты и разрушают дома подозреваемых, уходят и все начинается снова: обстрелы, нападения на израильских солдат, на израильских колонистов, взрывы на улицах израильских городов, гибель гражданского населения с обеих сторон. За 2 года восстания погибло 1,5 тыс. палестинцев и 600 чел. израильтян. Командование израильской армии не знает откуда, какими силами, в какое время ждать нападения. Работающая день и ночь израильская военная машина требует больших средств. Зарегистрированы случаи отказов офицеров служить на оккупированных территориях. Отмечаются случаи пропажи оружия с израильских военных складов, включая ракеты ЛАУ. Население запугано терактами. Падает жизненный уровень. Каждый третий израильский школьник нуждается в социальной помощи» Начался отток (пока незначительный) населения из Израиля. Чтобы продолжать войну, правительство урезает социальные расходы. А пока мы имеем кризисное состояние конфликта, высокую температуру "больного" с угрозой серьезных осложнений: по Израилю распространяется волна палестинского террора; Палестинская автономия находится в военной осаде и экономической блокаде на краю пропасти гуманитарной катастрофы.
Можно сказать, что План Шарона по умиротворению и отделению палестинцев в целях безопасности провалился. В то же время, я, возможно, удивлю Вас, если скажу, что Плана Шарона как такового нет. Есть набор политических заявлений о намерениях, которые систематизированы. И восстание палестинцев началось не столько против лично Шарона, который в сентябре 2000 г. был еще "не удел", сколько против миротворцев Я. Арафата, Э. Барака (стоявшего за кулисами Б. Клинтона). Так почему же план все же провалился? Э. Бараку не хватило политической воли, решительности и смелости И. Рабина (возможно он не желал разделить судьбу последнего). Б. Клинтону, находившемуся на излете своей карьеры было лень тратить силы на сближение идеологических позиций сторон в вопросах, затрагивавших религиозно-политические и идеологические интересы - Иерусалим, Харам Аль-Шариф, святые места.
У Арафата, этого арабского Фиделя Кастро, не хватило пороха, чтобы ослушаться своих
старших братьев-мусульман и получить благословение на мир.
Лучше иметь синицу в рукаве, нежели журавля в небе. Так летом 2000 г. в Стокгольме состоялись секретные палестино-израильские переговоры, которые были прерваны в виду утечки информации о возможных палестинских уступках Израилю. Тогда для перестраховки палестинцы обратились за помощью к Саудовской Аравии и Египту; Арафату требовалась политическая поддержка и гарантии одобрения того, что его уступки израильскому правительству не вызовут осуждения влиятельных кругов арабо-мусульманского сообщества. Но он получил отказ. Для арабо-мусульман Иерусалим и Харам Аль-Шариф были дороже палестинского государства.
Как известно, Барак на израильско-палестинских переговорах предлагал Арафату принять почетное звание хранителя исламских святынь в Палестине с правом поднимать личный штандарт над куполом мечети Аль-Акса, сооруженной на месте вознесения на небо Пророка Мухаммада. Арафат был вынужден отклонить это предложение. Он был в шаге от исполнения своей мечты, но на пути ее осуществления встали арабские государства. Если бы он уступил Бараку, то был бы заклеймен как предатель и уничтожен палестинской оппозицией.
Вину за провал переговоров Клинтон и Барак возложили на Арафата, а позднее Шарон, спровоцировавший палестинцев на "интифаду" в 2000 г. своим оскорбляющим религиозные чувства мусульман поведением обвиняя последнего в подстрекательстве палестинцев к терроризму и в нежелании обеспечить порядок и безопасность.
На мой взгляд израильская политика выдавливания Арафата неконструктивна и
контрпродуктивна. У палестинцев нет альтернативы Арафату. Никто не может заменить человека, располагающего таким богатым политическим опытом и громадными связями. Популярность, которой Арафат и его партия ФАТХ были неоспоримы и держались на уровне 55 - 65 %.
В то же время препятствия, чинимые израильской и палестинской оппозицией мешали быстрой реализации мирного проекта. Происходило падение жизненного уровня, таяли надежды под воздействием израильской блокады и массовых репрессий, а вместе с этим снижалась популярность инициатора мирного процесса и его партии.
Было известно и о наличии оппозиции внутри самой ФАТХ. Это была не оформившаяся организационно, но весьма влиятельная группировка. Дело в том, что элита ФАТХ, привезенная Арафатом из Туниса, заняла в сформированной администрации и силовых структурах высокую и комфортную нишу. Местные члены ФАТХ, которые пахали у себя дома, а не в тени спокойных кабинетов Туниса, оказались в конце очереди при раздаче баранов. Они были вынуждены довольствоваться местами в низшем и среднем звеньях администрации и полиции, не выступали против мирных переговоров, т.к. их поддерживало население. Они понимали, что только арафатовцы, обладавшие опытом и связями могут эффективно заниматься этим делом. В то же время они не считали переговоры обязательным элементом урегулирования, полагая, что можно удовольствоваться и одно 5 сторонним уходом Израиля с оккупированных территорий. Для них односторонний уход с переговоров был более привлекателен для удовлетворения палестинских национальных интересов, так как он оставил бы арафатовцев не удел и способствовал бы их уходу из властных структур. Вначале сторонники Арафата приветствовали восстание, так как полагали, что оно усилит их позиции за столом переговоров. Для новых националистов восстание было средством для переворота. Провал в Кемп-Дэвиде подтвердил их уверенность, что окончания оккупации можно добиться на палестинских условиях путем вооруженной борьбы народа. Для достижения своих целей они объединили силы с исламистами и другими оппозиционными элементами. При этом, если силовая конфронтация затянется, то выиграют исламисты. Если Израиль в одностороннем порядке выведет войска, то плодами такой "победы" воспользуются молодые националисты. Если же стороны согласятся на переговоры, то выиграют арафатовцы. В случае сохранения статус кво произойдет дальнейшее сокращение поддержки населением мирного процесса, и напротив, к увеличению доверия к сторонникам насилия, добивающимся прекращения оккупации. Будет продолжаться процесс сокращения легитимности арафатовской администрации. Оценка палестинцами эффективности и демократичности созданной Арафатом администрации изменилась с 43 в 1996 г. до 21 в 2001 г. Сокращается ее легитимность. Арафат, возможно, сохранит бразды правления, но свобода его маневрирования будет ограничена. Если он сойдет с политической сцены, то новые националисты развернут открытую борьбу за власть. В случае одностороннего вывода израильских войск с Западного берега р.Иордан и сектора Газа новые националисты могут воспользоваться "победой", чтобы отказаться подчиняться Арафату и отстранить его от власти. Односторонний вывод израильских войск будет рассматриваться как победа. Ставки молодых националистов подскочат, а исламистов упадут. В общем же плане баланс будет смещаться в пользу исламистов, которые со временем могут превратиться в ведущую силу палестинского общества. Несмотря на наблюдаемое обрушение конструкции мирного процесса, в создание которой он вложил столько же сил и энергии, Арафат не отступает и по-прежнему отстаивает принципы урегулирования ближневосточного конфликта на основе резолюций 242 и 338 СБ ООН (мирное сосуществование в безопасных границах.

 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.