В. И. Киселев. Некоторые аспекты терроризма на Ближнем Востоке. E-mail

(выступление на научной конференции: "Терроризм - угроза в XXI веке и ситуация на Востоке". Институт востоковедения РАН, 20-22 марта 2002 г.)

Небывалый по своей силе и размаху рост насилия и кровопролития, происходящий в последнее время на Ближнем Востоке, в зоне арабо-израильского конфликта не является изолированным явлением. Это - отражение общего системного кризиса современного общества, характерного для нынешней эпохи - эпохи различного рода катаклизмов и катастроф, стихийных бедствий и социальных потрясений, когда человеческая жизнь падает порой ниже нулевой отметки. Было бы ошибкой полагать, что эта кризисная стадия в мировом развитии и в международных отношениях порождена случайным стечением обстоятельств или событий. По нашему мнению, причины этого явления кроются прежде всего в социально-экономических условиях, во все более увеличивающимся разрыве уровня жизни людей из клуба "избранных" в странах так называемого "Золотого миллиарда", то есть ведущих развитых капиталистических государств, от уровня жизни подавляющего большинства населения в остальных частях земного шара, особенно в странах "третьего мира". На недавней встрече в верхах стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Шанхае (в июне 2001 г.) приводились такие данные: в настоящее время в мире насчитывается 7,2 млн. людей, каждый из которых может вложить в подходящее для него дело миллиард долларов. Вместе взятые возможности этих супермиллиардеров в три раза превышает ВВП Соединенных Штатов Америки. Из 100 крупнейших производителей богатств /товарной массы/- 51 приходится на транснациональные корпорации, а 49 - на государства. Общий объем продаж 200 крупнейших частных компаний больше, чем валовый продукт 182 стран мира! Эти цифры свидетельствуют, как велика к настоящему времени концентрация богатств на одном полюсе - "полюсе богатства" - в руках узкой группы лиц-владельцев крупнейших транснациональных корпораций. И как увеличивается другой полюс - "полюс бедности и нищеты". На практике, в повседневной жизни людей это означает все больший разрыв в уровне жизни в развитых капиталистических странах от условий существования большей части населения земли - в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Бедность и нищета, бесправие и тирания - вот та главная питательная среда, которая была и остается на сегодня первопричиной неблагополучия в обществе, небывалого роста насилия и терроризма в большинстве стран "третьего мира".
Но, с другой стороны, не менее важно назвать и внешние причины. Нельзя не видеть, что во многих странах Азии и Африки, в границах исламского ареала, в том числе на Ближнем и Среднем Востоке, рост терроризма связан с последствиями вмешательства Запада. Речь идет о политике так называемой глобализации, то есть установления нового мирового порядка американского сценария. И поскольку эта политика предполагает некую универсализацию их общественной жизни по американскому образцу, стирание национальной самобытности и цивилизации мусульманских стран ради сохранения прибылей транснациональных, прежде всего, нефтяных корпораций Запада, она не может не вызывать растущего сопротивления в исламском мире. Происходит столкновение геополитических интересов Запада и национальных интересов государств Ближнего и Среднего Востока и других стран Азии и Африки, стремящихся идти по своему пути в соответствии со своими ценностями, чтобы занять свою нишу в мире. В регионе Ближнего и Среднего Востока это движение исламского сопротивления также, как и в былые времена борьбы за независимость, развертывается под знаменем ислама.
В современный период в условиях явного неравенства сил и военно-технического превосходства Запада, движение исламского сопротивления противопоставляет политике глобализации и американизации свою идею построения исламского государства и объединения всех мусульманских стран в единую Умму. Одним из примеров такой тенденции была исламская революция в Иране, приведшая к появлению Исламской
-Республики Иран. В других случаях отдельные отряды исламского движения сопротивления избирают тактику террора в борьбе за власть и построение исламского государства, как это имело место, например, в Афганистане, и происходит сейчас в Алжире. Для действий ряда экстремистских группировок и организаций политического ислама в зоне арабо-израильского конфликта, таких, например, как "Хамас", "Исламский Джихад", "Хизболла", Ассоциации "Братья-мусульмане" характерно использование методов насилия не только непосредственно против представителей Запада (например, нападение на американский военно-морской фрегат в порту Аден в Республике Йемен в 2000 г., на военно-воздушную базу США в Дахране в Саудовской Аравии и другие факты), но и против тех государственных структур в своих странах, которые ориентируются на сотрудничество с Америкой (подтверждение тому - покушение на президента Египта - Мубарака, на некоторых коллаборационалистов в Палестине). Но главной мишенью этих группировок является Израиль, который они рассматривают не иначе как орудие политики Америки и препятствие для освобождения Палестины и одной из великих святынь ислама - Иерусалима. Этот аспект деятельности движения политического ислама вплотную подводит нас к ключевому пункту анализа природы терроризма на Ближнем Востоке и к месту в нем государства Израиль.
Как известно, идея построения в Палестине еврейского государства восходит к 1897 году - году созыва в швейцарском городе Безеле первого сионистского конгресса, положившего начало сионистскому движению. Как признавал позднее "отец" сионизма Теодор Герцль в своих "Дневниках", слово "HOME" -"дом" или "очаг", заменяло слово "государство" в целях дипломатии. "Не надо беспокоиться, - пояснял он, - люди прочтут его, то есть слово "HOME", как "еврейское государство". В тех же "Дневниках" Т.Герцль писал: "Если бы я должен был суммировать базельский конгресс, а я остерегусь говорить это публично, то это звучало бы так: в Базеле я создал еврейское государство. Если бы я сказал это сегодня вслух, ответом мне был бы всемирный смех. Возможно, через пять лет, а возможно, через 50 лет, это будет знать каждый."
В те годы - в период "раннего сионизма" в конце ХIХ-начале XX века, возможно, мало кто в мире серьезно верил в вероятность осущест-вления сионистского плана построения в Палестине еврейского государства. Многим этот план казался несбыточной мечтой или просто химерой: слишком сильно отличались социально-политические и социально-экономические условия в Палестине - арабской стране - от тех условий, в которых жили евреи в европейских странах, чтобы побудить их сняться с насиженных мест и "искать счастья" в этой стране. Слишком острым было соперничество колониальных держав за господство над Палестиной. Однако, как это ни парадоксально, именно это соперничество держав и их стремление использовать еврейскую иммиграцию в Палестину в качестве орудия колониальной политики и помогло сионизму "встать на ноги", а затем приступить к осуществлению своих планов.
29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию № 181/11, которая предусматривала прекращение действия британского мандата на Палестину и ее раздел на два государства - еврейское и арабское (Резолюция ГА ООН №181/11 от 29 ноября 1947 г. была принята в условиях "холодной войны", когда Соединенные Штаты имели в ООН преобладающее влияние. За эту резолюцию было подано 33 голоса (в том числе США и СССР), против 13 голосов (в том числе Индия, Иран, Индонезия и другие крупнейшие страны Азии), 10 голосов воздержались, в том числе Великобритания). В соответствии с этой резолюции в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. в Тель-Авиве была оглашена Декларация об образовании еврейского государства - Израиль.
Следует подчеркнуть, что "конструирование" еврейского государства в Палестине произошло на основе политического решения
(резолюции ООН) без учета мнения ее коренного арабского населения, составлявшего к тому времени 2/3 всех жителей страны. Это обстоятельство,по мнению некоторых исследователей, вообще ставило под сомнение легитимность этой резолюции и провозглашенного государства Израиль. Например, американский исследователь еврейского происхождения, Альфред Лилиенталь считал, что "принцип источника власти как мнения большинства - основной, коренной принцип демократии и независимости был забыт, когда дело зашло о разделении Палестины. Поэтому данную резолюцию можно рассматривать как политическую, которую разработали сионисты и их друзья, нарушив при этом принцип справедливости и демократии". Возникновение государства Израиль на земле Палестины, бывшей с VII века неотъемлемой частью арабского мира и населенной преимущественно палестинскими арабами, возможно, и не привело бы к затяжному арабо-израильскому конфликту, если бы евреи-иммигранты относились к палестинцам как к равными себе, по-человечески, или если бы они интегрировались в арабскую среду. Однако, как признавал Артур Кестлер - автор явно симпатизировавший сионизму, и арабы были для них (иммигрантов) политической проблемой, но никак не нравственной или человеческой. Присутствие арабов было для них досадной случайностью как мебель, забытая в доме временными съемщиками. Евреи палец о палец не ударили, чтобы привнести в среду арабов европейскую культуру или усвоить какие то полезные элементы восточной культуры... Сионисты рассматривали себя в качестве представителей высшей расы, а в арабах видели людей второго сорта…"
Таким образом, государство Израиль появилось на политической карте Ближнего Востока не в связи с процессом деколонизации и антиколониальной революции, как это имело место с большинством стран арабского мира, а в результате сионистской колонизации Палестины при поддержке Великобритании, Соединенных Штатов и других западных держав. Израиль возник как колониально-поселенческое государственное образование, ставшее частью западной структуры, "трасплантированное" на Ближний Восток, или, говоря словами Т.Герцля "частью стены (Европы) против Азии".
Процесс сионистской колонизации Палестины происходил различными путями. Если на первых этапах - в период британского мандата - весьма распространенной практикой была скупка сионистскими фондами земли у арабских землевладельцев и передача ее в руки еврейских иммигрантов, то на последующих этапах, особенно в преддверии образования государства Израиль и после него, эта колонизация стала частью государственной политики и в ней стали преобладать военно-силовые методы, в том числе, методы терроризма и насилия. Вот как об этом пишет швейцарский ученый-ориенталист Симон Жаржи в своей книге "Война и мир в Палестине": "Пока Бен-Гурион, глава Исполнительного бюро Еврейского агенства (теневое правительство ишува в период мандата - В.К.) пытается использовать перемирие в "Палестине, чтобы заручиться поддержкой, через сионистские Ассоциации Америки, правительства США, подпольные военизированные организации евреев совершают акты насилия. Их метод? Терроризм. Он принимает различные оттенки в зависимости от принципиальных установок той или иной группы. "Иргун", например, занимался дезорганизацией, саботажем, разрушениями... Группа "Штерн" не останавливается ни перед какими средствами, самое излюбленное из которых - политическое убийство..." Это описание относилось к 1946 году, когда, по словам С.Жаржи, две тысячи людей из "Пальмаха" (штурмовые отряды сионистов, входившие в так называемую армию "обороны" ишува - "Хагана", действовавшую подпольно - В.К.) развязали в Палестине настоящую войну. Эта война велась под лозунгом передачи всей Палестины под еврейское государство и разрешения неограниченной еврейской иммиграции. А через год, 9 апреля 1948 года, уже после принятия резолюции ООН о разделе Палестины, весь мир был потрясен чудовищным по своей жестокости терактом сионистов из группы "Иргун" в арабской деревне Дейр-Ясин, близ Иерусалима. В тот день на рассвете боевики из "Иргуна" за несколько часов уничтожили всех жителей деревни, включая стариков, женщин, детей. Безоружных мирных жителей расстреливали из автоматов, а раненых добивали ножами. Трупы расстрелянных арабов фотографировались, снимки отпечатывались и распространялись в арабских деревнях с надписью: "Вот, что вас ждет, если вы не уйдете!".По словам А.Кестлера, кровавое побоище в Дейр-Ясине было психологически решающим фактором в массовом "исходе" арабов из Палестины. Глава "Иргуна", а затем один из премьер-министров Израиля М.Бегин цинично заявлял впоследствии:
"Эта "операция" была более чем оправданной. Без победы в Дейр-Ясине не было бы государства Израиль!". После образования государства Израиль теракты сионистов против палестинцев приобретают системный характер. В первую очередь эти теракты были направлены против активистов и руководителей Организации освобождения Палестины (ООП), олицетворявшей собой национальный дух палестинцев и возглавлявшей Палестинское движение сопротивления израильской оккупации. По свидетельству итальянской газеты "Паэзе сера" от 11 января 1974 года, только за два года 1972-1974, израильской разведкой "Моссад" и секретной службой "Шин-бет" было организовано 18 покушений на жизнь руководителей палестинского национально-освободительного движения. Среди них убийство в Бейруте известного палестинского писателя и видного деятеля сопротивления, редактора газеты "Аль-Хадаф" - Гасана Канафани, ночной налет израильских "коммандос" на дом в Бейруте, где жили лидеры палестинского движения сопротивления (ПДС) Камаль Насер, Юсеф ан-Наджар, Камаль Аднан 9 апреля 1973 года. Все эти люди были зверски убиты. В том же году жертвами террористических актов, организованных израильскими спецслужбами, оказались: представитель ООП на Кипре Башир Хейр, сотрудничавший с ООП иракец - доктор Басиль аль Куба си, алжирец - Мухаммед Будиа, марроканец Ахмед Бухика, убитый в норвежском городе Лиллехаммере.
Покушения на жизнь видных деятелей Палестинского сопротивления и Организации освобождения Палестины, а также теракты израильских спецслужб продолжались и в последующие годы, в том числе за пределами Палестины. В 70-80 годах были совершены: нападение израильских "командос" на аэропорт в Энтебе (Уганда) в ночь с 3 на 4 июля 1974 г., налет группы террористов, именовавших себя "еврейским фронтом самообороны" на магазин арабской книги в Париже в ночь с 12 на 13 января 1976 г., убийство израильской спецгруппой"Моссад" Халиля аль-Вазира (Абу-Джихада)- второго человека в ООП после Ясира Арафата 16 апреля 1988 г., Салаха Халафа (Абу Аийяда) 17 января 1991 г. в Тунисе и многих других видных палестинских деятелей из движения сопротивления. Правящие круги Израиля, таким образом, впервые в практике международных отношений возвели терроризм на уровень государственной политики. Ибо упомянутые террористические акты планировались и проводились непосредственно государственными органами с санкции израильского правительства. В связи с этим необходимо провести черту между палестинским терроризмом, представлявшим собой действия более или менее неконтролируемых элементов и бандитскими акциями, организуемых государством, входящим в международное сообщество, членом ООН.
Если израильский терроризм был с самого начала неотделимой частою политики территориальной экспансии и оккупации арабских земель, то происхождение и природа так называемого палестинского терроризма была связана прежде всего с условиями жизни палестинского народа - народа-изгоя, разделенного на несколько частей и ведущего тяжелую повседневную борьбу за выживание. "Палестинцы, - пишет по этому поводу Р.Ледда - корреспондент итальянского журнала "Рина-шита" - народ беженцев, и жить на окраине такого города, как Амман или Бейрут, построить там какую-нибудь убогую лачугу было для них как бы привилегией, о которой можно было только мечтать, даже если это всего лишь гетто, которое не так то легко включается в состав города. Но здесь, по крайней мере, зарождается какая-то общественная жизнь, можно развернуть какую-то деятельность, можно жить в человеческом обществе. Другие же, в основном, те, "кому не повезло", живут в настоящих лагерях, разбросанных в арабских странах данного региона; они оторваны от всякой организованной жизни и зависят от ненадежной международной благотворительности. Это - скорее предметы, чем люди, скорее узники, чем беженцы. Такова реальная действительность палестинского народа с 1947 года и по сей день". В середине 90-х годов палестинцам ценой неимоверные испытаний и тяжелой борьбы удалось добиться образования на части территории Палестины - Западном берегу и в секторе Газа - Национальной палестинской автономии (ППА). Однако несмотря на это, в положении основной массы палестинцев, живущих на территории автономии, не говоря уже о тех, кто находится в изгнании, в диаспоре не произошло каких-либо изменений к лучшему. И это положение, а также систематическое военно-силовое давление Израиля, его попытки сохранить оккупацию районов Западного берега и сектора Газы и не допустить образования независимого палестинского государства, не могут не подталкивать часть палестинцев на путь экстремистских методов борьбы. Можно сказать, что теракты палестинских шахидов-смертников из радикальных исламистских группировок "Хамас", "Исламский джихад" и других отчасти являются жестами отчаяния и безысходности, но в большинстве случаев - способом продемонстрировать свою волю и решимость к сопротивлению израильской оккупации. В условиях военного превосходства Израиля и явного неравенства сил мало кто из палестинцев сомневается в том, что они не имеют права использовать все методы борьбы за свое освобождение от оккупации и создание своего независимого государства. Тем более, что против них применяются израильскими властями самые изощренные методы государственного терроризма: рейды израильских "коммандос" против руководителей различных палестинских гражданских учреждений на территории Палестинской автономии, включая штаб-квартиру главы палестинской администрации Ясира Арафата в Газе и Раамаллахе, практика физического уничтожения активистов палестинского сопротивления под предлогом "права Израиля на оборону", экономическая блокада и бомбардировки палестинских городов и лагерей беженцев с моря, суши и воздуха, переросшие в настоящую истребительную войну против палестинского народа, напоминающую геноцид. Следует отметить, что все эти методы государственного терроризма Израиля против палестинцев особенно усилились после прихода к власти в Израиле правого блока "Ликуд" во главе в генералом Шароном в марте 2001 года. По прямому указанию правительства Шарона отдельные "операции" израильских спецслужб против активистов палестинского сопротивления и членов палестинской администрации автономии стали сочетаться с открытым вторжением израильской армии на ее территорию и блокадой палестинских городов, разрушением инфраструктуры администрации Автономии. Эти акции израильских властей, начавшиеся с провокационного похода Шарона к Храмовой горе в Иерусалиме и расположенной на ней священной для всех мусульман мечети "Аль-Акса", предназначались для того, чтобы окончательно подорвать мирный переговорный процесс, перевести его в русло междоусобной борьбы против законно избранной администрации палестинской автономии во главе с ее признанным всем мировым сообществом лидером - Ясиром Арафатом и, в конечном счете, не допустить создания на Западном берегу и секторе Газа рядом с Израилем независимого палестинского государства. Не случайно, что открытое вторжение израильской армии на территорию Палестинской автономии началось именно в тот момент, когда должно состояться ее превращение в независимое палестинское государство!
В середине 50-х годов выдающийся деятель арабского мира, президент Египта Гамаль Абдель Насер так сформулировал суть арабо-из-раильского конфликта и проблемы Палестины: "Евреи - наши двоюродные братья, - писал он в своей книге "Философия революции". "Мы сосуществовали на протяжении веков. Сионизм выдвинул проблему, и все стало невозможным между евреями, арабами и христианами. Мы можем жить в одном доме, но никто из нас не может захватить весь этот дом и выгнать из него остальных. Сказанные почти пятьдесят лет назад, эти слова верны и сегодня. Пожалуй сегодня более чем когда-либо очевидно, что прекращение насилия и кровопролития в Палестине и во всей зоне арабо-израильского конфликта невозможно, пока большая часть территории Палестины остается под израильской оккупацией, пока палестинцы лишены возможности создать свое независимое государство и жить в своем доме - Палестине. По моему мнению, единственно реальной основой для выхода из порочного круга насилия и терроризма в Палестине может стать лишь концепция баланса интересов - то есть признание национальных интересов и прав не только собственной страны, но и противоположной стороны. Но принятие такой концепции за основу требует отказа лидеров противоборствующих сторон от прежних стереотипов в виде "образа врага",а также предубеждений друг против друга, к чему они, судя по всему, пока еще далеко не готовы. Это относится прежде всего к лидеру "Ликуда" и премьер-министру Израиля - Шарону, не желающему пойти на принципиальное изменение своей позиции по проблеме Палестины: а именно - отказаться от оккупации палестинских земель на Западном берегу реки Иордан и секторе Газа и признать за палестинцами право создать на них свое независимое государство рядом с государством Израиль, то есть адекватно ответить на уже выраженное палестинским руководством признание Израиля. Без такого принципиального изменения в подходе к политическому урегулированию конфликта нельзя подойти и к решению остальных аспектов палестинской проблемы: вопроса о судьбе еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях, возвращения в родные места палестинских беженцев и вопроса об особом статусе Иерусалима в соответствии с резолюцией ООН № 181/11 по проблеме Палестины.

 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.