О.А. Ледовская. О подходах Японии к ситуации в СНГ E-mail

В последнее время в Токио усилили внимание к попросим японской политики в отношении государств СНГ. Оценивая тоги трех последних лет, прошедших со времени распада СССР п создании Содружества независимых государств на постсоветском пространстве, японские аналитики, в том числе и представители МИ/1 Японии, подчеркивают, что в целом в СНГ преобладают позитивные тенденции:

— по налаживанию экономической интеграции, которую 'здесь рассматривают как достаточно естественный процесс с учетом длительного опыта экономических связей республик бывшею СССР; — по координации усилий стран содружества для поддержания мира и стабильности внутри СНГ, основу которых составляет Миротворческая деятельность России, направленная на урегулирование: существующих очагов напряженности, в частности, в азиатской части бывшего СССР.

По мнению японской стороны, активное участие России и урегулировании ряда региональных конфликтов в СНГ способствует стабилизации внутриполитической ситуации в Содружестве, в особенности, в его азиатской части, что с японской точки зрения, учитывая традиционное тяготение Токио к налаживанию сотрудничества* с государствами, имеющими устойчивую политическую и экономическую обстановку, отвечает интересам Японии в свете проводимой ею политики по активизации двусторонних отношений со странами СНГ, и прежде всего центрально-азиатскими республиками бывшего Советского Союза.

количественный и качественный рост сотрудничества Японии с центрально-азиатскими государствами СНГ очевидно демонстрирует, что Япония в своих отношениях с Содружеством отдает приоритет именно им. Подтверждением этому служит то, что вся среднеазиатская пятерка является получателем японской официальной помощи на нужды развития  (ОПР).

С октября 1994 г. Япония приступила к реализации первого этапа программы оказания технического содействия Таджикистану, Казахстану, Туркмении, Кыргызстану и Узбекистану в целях их постепенного перехода от плановой экономики к рыночной. На следующем этапе техническое содействие было дополнено финансово-экономической помощью, а вся программа рассчитана на 3 года.

При этом, однако, реально ассигнования выделяются Киргизии, Казахстану и Узбекистану. Остальным двум государствам — Таджикистану и Туркмении ОПР пока не выделяется под предлогом якобы нестабильности и слабой предсказуемости политической ситуации в этих странах. Активизируя свои связи с пятью центрально-азиатскими государствами СНГ, Япония, как представляется, с одной стороны, пытается «восполнить» некоторую неразвитость своих отношений с ними в советский период, добиваясь при этом для себя определенных экономических выгод, а с другой — пытается путем постепенного укрепления двусторонних политических отношений, а также путем развития диалога на различных уровнях способствовать созданию для себя авторитета в мире как одного из надежных гарантов стабильности в этом регионе. Однако данный «ближневосточный сценарий политики Токио в СНГ пока не может быть реализован полностью, ввиду меньшей, чем у государств Ближнего Востока, самостоятельности, которой обладают в настоящее время центральноазиатские государства СНГ. В этой связи в Токио позитивно воспринимают дальнейшую интеграцию этих стран в структуру СНГ, что, по мнению японцев, является се-годня оптимальной гарантией стабильной политической ситуации в этих странах, а также возможного разрешения существующих региональных конфликтов. Что касается подходов Японии к отношениям с европейскими членами СНГ, то, несмотря на активные попытки, в частности, Украины подтолкнуть ее к активизации прежде всего экономического сотрудничества, Япония считает ньь нешнее состояние отношений с ними, а именно укрепление их ;юрш дической базы, оптимальным и не стремится к их активизации» концентрируя усилия главным образом на решении конкретных проблем.

В политической области—это продолжение диалога с Украиной по проблематике ДНЯО (Договора о нераспространении ядерного оружия). Японское руководство приветствовало российское американо-украинские договоренности о выводе ядерного оружия с территории Украины. Токио выступает в пользу ратификаций1 У к> раиной договора СНВ-1, а также ее присоединения к ДНЯОвка* честве неядерного государства. Взаимоотношения Японии и Украины в этом вопросе базируются на так называемом параллельном подходе к решению данной проблемы, а именно — бессрочное1 /Продолжение договора, с одной стороны, и перманентность разоруженческих усилий ядерных государств —с другой.                        

В экономической сфере — продолжение содействия проводимым в европейских государствах СНГ реформам (в декабре 1995 г. было объявлено о предоставлении Украине кредита на сумму 200 млн. дол.) и техническое содействие ликвидации подлежащего сокращению ядерного оружия на Украине (в соответствии с двусторонним «рамочным» соглашением от 2 марта 1994 г.), в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС (Белоруссии и Украины), содействие помощи странам СНГ со стороны «семерки», помощь в решении социальных проблем.

В 1993 г. Япония выделила 100 млн. дол. государствам СНГ для ликвидации размещенного на их территории ядерного оружия бывшего СССР, обеспечения безопасности ядерных объектов.

Вместе с тем в Токио обращают внимание и на некоторые негативные тенденции в развитии СНГ, что отчетливо проявилось, в частности, в японских оценках результатов состоявшегося в январе 1996 г. в Москве саммита глав государств СНГ. В этой связи высказываются мнения о том, что интеграция в СНГ развивается с большим трудом, а также о том, что нет ее реальных результатов. Более того, в некоторых областях сотрудничества преобладают дезинтегрирующие процессы. Ответственность за такое положение дел при этом возлагается на все страны СНГ, в том числе и на Россию, которая, по мнению японских аналитиков, пока не желает задействовать все имеющиеся у нее для интеграции экономические рычаги.

Некоторые средства массовой информации, пишущие по тематике СНГ, и представители научных кругов указывают на то, что заявления России о ее стремлении к углублению сотрудничества, и прежде всего, экономического в рамках СНГ, преследуют, помимо иных целей, еще и конъюнктурные — провозглашая курс на интеграцию, Россияне одной стороны, пытается противопоставить стремление к объединению бывших республик СССР расширению НАТО на восток, а с другой — выбить козыри у оппозиции, в первую очередь у коммунистов И участников патриотических движений и блоков, обвиняющих руководство страны в развале СССР.

Подобная тактика российского руководства признается некоторыми комментариями не вполне верной. По их мнению, России в настоящее время не следует быть очень активным проводником интеграционной политики, а всячески способствовать возрастанию роли какого-либо другого государства СНГ, в частности, Казахстана, как инициатора интеграционных процессов. В противном случае это может вызвать негативную реакцию как некоторых стран — участниц СНГ, прежде всего центральноазиатских, которые могут обвинить Россию в имперских   амбициях, так и   некоторых стран Запада.

Таким образом, очевидно, что Япония, установив и поддерживая отношения со всеми странами СНГ, внимательно следит за развитием ситуации в Содружестве, тщательно анализируя происходящие в нем процессы и при этом не предпринимая конкретных действий, которые могли бы повлечь за собой резкие качественные изменения в ее отношениях со странами СНГ. Что касается «горячих точек» на его территории, то японская сторона в целом проявляет к ним достаточно сдержанный подход, ограничиваясь в случае необходимости декларативными заявлениями в пользу их скорейшего урегулирования мирными средствами. Представляется, что подобная «выжидательная» позиция Японии связана, прежде всего с определенной «хрупкостью» СНГ, как межгосударственной структуры, с нестабильностью политической ситуации в ряде стран Содружества и труднопредсказуемыми перспективами их экономического развития.

Однако данная позиция Токио не является в настоящее время препятствием для налаживания экономических связей, в основном на двусторонней основе, с государствами СНГ, в особенности с теми странами, с которыми экономические отношения до создания Содружества не были достаточно развиты. В этой связи можно упомянуть и такие республики бывшего СССР, как Азербайджан, Армению и Молдову, которым на протяжении нескольких лет предоставлялась гуманитарная помощь со стороны Японии. Оказание помощи этим государствам является частью японского пакета помощи республикам бывшего СССР, о котором было объявлено в 1992 г. на международной конференции по помощи России и другим республикам бывшего Советского Союза.

Можно предположить, что в будущем, в,случае превращения СНГ в мощную межгосударственную структуру, Япония перейдет к более активной политике в отношении стран-членов Содружества, используя при этом опыт и результаты нынешнего курса.

В то же время в Токио говорят о нежелательности военно-политической интеграции государств СНГ и создания на этой основе мощного центра силы на постсоветском пространстве, как с точки зрения стратегических интересов Японии, так и с точки зрения нового миропорядка.

 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.