И.А. Латышев. Япония и страны Ближнего Зарубежья E-mail

Опыт общения с японцами показывает, что большинство японских обывателей до распада Советского Союза вообще не имело сколько-нибудь ясного представления ни о Киргизии, ни о Туркмении, ни об Узбекистане, ни о Казахстане, хотя эти страны СНГ и находятся ближе к Японии, чем центральные районы России. Дело в том, что в отличие от общественности Индии, Пакистана, Ирака или Турции, для которых новые государства, возникшие в Центральной Азии и на Кавказе, издавна со времен средневековья были известны как соседи и торговые партнеры, для японцев эти страны кажутся более далекими, чем к примеру страны Юго-Восточной Азии, к которым ведут беспрепятственно и морские и воздушные пути, с которыми имеются постоянная связь и тесные деловые отношения. Ведь между новыми странами СНГ и Японией — и это видно при беглом взгляде на карту: тысячи километром горных хребтов, таежных лесов и песчаных пустынь. До сих пор у этих стран нет с Японией ни прямых авиалиний, ни сквозных железнодорожных и автомобильных магистралей, ни телефонной связи.

Ограниченные финансовые возможности этих стран вынуждают их правительства содержать в Токио лишь небольшие группы дипломатов и торговых представителей, неспособных наладить широкие политические, культурные и деловые контакты с японцами. Да и у «богатых» японцев, судя по всему, бюджетные ресурсы небезграничны и поэтому в отличие от Москвы, где свои конторы имеют все центральные телевизионные корпорации Японии, все токийские газеты, в Бишкеке, Алма-Ате, Душанбе, Ташкенте, а также в Тбилиси, Ереване, Баку, Кишиневе и даже в Минске и Киеве таких постоянно действующих японских корреспондентских пунктов как правило не имеется. А поэтому систематическая информация о жизни этих стран в японской прессе практически отсутствует. Лишь телевидение время от времени передает репортажи своих выездных корреспондентов, которые, естественно,   сосредоточивают   свое   внимание   прежде всего на экзотических особенностях жизни народов этих стран. С такой же, приблизительно, частотой показывает японское телевидение жизнь африканских негров, жителей отдельных арабских стран, эскимосов Аляски и т. д.

Иначе говоря, пока, на сегодняшний день в иоле зрения японской общественности среди всех стран СНГ доминирует Россия. Сообщения о России, включая политическую жизнь Москвы, деятельность таких персон как Ельцин, Лебедь, Черномырдин, Зюганов, а также сообщения о событиях в Чечне, в Приморье, на Курилах и Сахалине публикуются довольно часто и на самых видных местах.

За последние месяцы я внимательно просматривал (.границы таких центральных газет как «Иомиури» п «Д ж л пап тайме» в надежде отыскать хотя бы коротенькие информации об отношениях Японии со «странами ближнего зарубежья». По таких информации, в названных центральных японских газетах мне не удалось найти. Информация из этих стран появлялаеь лишь в тех случаях, когда там происходило нечто чрезвычайное например военные столкновения в Карабахе или в Таджикистане. В таких случаях в эти районы высылались из Москвы специальные японские корреспонденты, которые и направляли затем в Токио через Москву свои репортажи.

Но этот информационный вакуум вовсе не означает, что японские деловые круги так до сих пор и не положили глаз на новые государства, отколовшиеся от России. Вездесущие японские бизнесмены в последние десятилетия обнаруживают свое присутствие по всему миру. Как тараканов и мышей их можно встретить на любом континенте, в любой самой отдаленной точке земного шара, наверное даже в Антарктиде. Когда разбиваю гея самолеты различных авиакомпаний в той или иной части нашей планеты, то, как правило, среди погибших пассажиров оказываются либо один, либо два японских бизнесмена, о чем и сообщается немедленно по токийскому телевидению.

Сегодня без особого шума представители ЯПОНСКИХ фирм ведут экономическую разведку и в Средней Азии, на Кавказе и н на Украине, и в Молдавии и в Белоруссии. Они ищут деловых партнеров, с прицелом на выгодные торговые сделки и инвестиции. Но чаще всего это пока лишь экономический зондаж, не сопровождающийся крупными инвестициями капитала. Японские бизнесмены народ осторожный: они просчитывают па своих компьютерах и размеры возможных экономических выгод и степень риска. При этом они принимают во внимание конкретную обстановку в каждой из стран СНГ, но в еще большей мере учитываются ими ход событий и ситуация в России, с которой «страны ближнего    зарубежья»    остаются все еще весьма тесно

связанными.  Экономическая и  политическая  ситуация  в  России являются и по сей день тем  барометром, по которому делаются в Японии прогнозы развития обстановки в странах «ближнего зарубежья». А  оценки  этой  ситуации довольно  скептические;-Зачитаю для примера выдержки из недавнего редакционного сообщения газеты «Емиури» от 5 июня 1999 года, в котором отмечается тревога японских деловых кругов по поводу того, что экономика  России сталкивается с серьезными трудностями  и проблемами. Далее цитирую дословно: «В деловых кругах весьма сил' ны настроения в пользу развития   крупномасштабных программ направленных    на    разработку   нефти    и    газа на Сахалинске шельфе при совместном    участии в этом деле крупных японских компаний и американских предпринимателей. Таким путем пре полагается  расширить  экспорт в  Россию,  который находится застойном состоянии из-за задолженности России частным  японским фирмам, превышающий  1100 миллионов долларов. Однако, как стало ясно из итогов избирательной борьбы среди российского народа наблюдается    сильное    недовольство    реформами; Это подтверждается тем фактом, что во втором туре выборов за противников Ельцина было подано около 40 процентов голосов. Та кие результаты порождают опасения, в том, что движение по пути реформ будет сталкиваться с большими трудностями. По данным   обследования,   проведенного  среди   мировых банков,   в   на стоящее; время  одна  треть населения  России скатилась по  нор мам  этих  банков в  категорию  бедняков,  что  означает увеличение в два раза числа    бедняков по сравнению с дореформенным периодом.  Для  упрочения своей популярности Ельцин выступи с публичными обещаниями увеличить пенсии и снизить скорость приватизации предприятий.  Но попытки реализовать эти обещания    чреваты    ростом  годовых бюджетных расходов и замедлением перехода России к рыночной экономике, что весьма отрицательно скажется па 'дальнейшем ходе реформ. И все это вызывает тревогу в деловых кругах».                                                           

Таково отношение японских деловых кругов к России. Эти же недоверчивым, опасливым отношением определяется в значительной мере и осторожный, недоверчивый подход правительства и деловых кругов Японии к другим странам СНГ, формально отпочковавшимся от России, но фактически, и прежде всего экономически все еще связанным с ней.

Пожалуй наибольшее внимание, если взять страны СНГ з исключением России, уделялось в Японии в последние годы Казахстану. Это объясняется, наверное, активностью самих казаских руководителей. В апреле 1994 года в Японии побывал с официальным четырехдневным визитом президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Там он встретился; с тогдашним главой японского правительства Морихиро Хосокавой, с лидерами деловых кругов и даже с императором. Особых сенсаций этот визит не принес. По политическим соображениям он нужен был прежде всего самому Назарбаеву, стремящемуся выдавать себя гражданам Казахстана за личность международного масштаба. Что же касается японцев, то их интересовали в ходе этой встречи прежде всего потенциальные возможности освоения в дальнейшем естественных богатств Казахстана. Учитывая это, Назарбаев в ходе визита довольно навязчиво призывал японцев к расширению японских инвестиций в казахскую экономику, которая, как известно, находится сегодня в весьма плачевном состоянии. Однако, судя по всему, японские деловые круги и политики не проявили готовность тотчас же ринуться на помощь и заняться восстановлением деградирующей казахской экономики. И это объяснимо, ибо у японских деловых кругов нет уверенности в том, что крупные кредиты и инвестиции в казахскую экономику смогут окупить себя. В связи с визитом президента Казахстана в Японию токийский корреспондент газеты «Известия» С. Агафонов опубликовал статью под заголовком «Японцы ценят политика Назарбаева, но Казахстану денег давать не хотят» («Известия», 7 апреля, 1994 г.). Вот что сообщил корреспондент в этой статье: «Как пояснили мне информационные источники в Токио, на нынешнем этапе для японской стороны принципиально важной задачей является формирование политики в отношении бывших республик Союза и составление хотя бы краткосрочного прогноза относительно развития ситуации на бывших советских просторах. Вот главное, что японцы хотели бы узнать и понять. На таком фоне экономическое сотрудничество, проекты освоения природных ресурсов Казахстана и японские кредиты для республики лейтмотивом визита Назарбаева в Токио стать не могут и наверняка не станут. Японцы не боятся опоздать па «казахский поезд» (ровно как и на российский, украинским и киргизский), поскольку не уверены в том, куда этот поезд заедет через год-другой». («Известия», 7 апреля, 1994 г.).

Но кое-каких успехов Назарбаеву в ходе своего визита в Токио все-таки удалось достигнуть. Были подписаны, и частности, документы о японской экспертно-технической помощи Казахстану, об обучении кадров, о выделении средств па разоруженческие мероприятия и утилизацию ядерных отходов.

Далее, в декабре 1995 года визит в Японию совершил вице-премьер Казахстана Нигматжен Исингарин. В итоге ЭТОГО визита японская сторона дала обещание предоставить Казахстану кредит на сумму 70 миллионов долларов. Кредит этот предназначен на покрытие расходов по реконструкции железнодорожной станции «Дружба», расположенной на границе между Казахстаном и Китаем. Кредит был выделен на» 20 лет под 3 процента годовых. Оплата процентов началась уже в 1996 году.

По возвращении в  Алма-Ату первый вице-премьер  Казахстана провел  пресс-конференцию, где  заявил  о том,  что  будучи  в Токио, он имел деловые контакты с руководителями различных фирм и компаний, и что японская сторона проявила к Казахстану «огромный интерес». Однако далее выяснилось, что в качестве непременного условия своего участия в различных проектах разработки естественных ресурсов Казахстана, японские фирмы выдвинули  предоставление  им   казахских  правительственных  гарантий. Иначе говоря, они потребовали    для    себя государственных поручительств  Казахстана  во  всех случаях инвестирования своих капиталов в казахскую экономику. Поэтому в ходе встреч с Исингарином  японцы не пошли    дальше     обещаний  изучить те проекты, с  которыми   прибыл   в Токио   казахский вице-премьер. Судя  по   сообщениям   печати,   наибольшие   надежды   казахская сторона  возлагает  на реконструкцию  с помощью  японского  капитала   Павлодарского тракторного  завода   с  целью   налаживания    на    нем    выпуска     автомобилей-пикапов   (см.   «Сегодня»,

23 декабря 1995 г.).

Сравнительно ограниченные масштабы носит по сей день и экономическое сотрудничество Японии с Туркменистаном. В июне 1996 года наша печать сообщила о том, что японский фонд сотрудничества с зарубежными странами, выделил кредит на строительство в Туркмении разгрузочно-перевалочных сооружений на,» международной станции Серахс. Как заявил вице-премьер Японского фонда Минору Кубота, это решение означает начало тендера среди зарубежных компаний, желающих принять участие I реализации этого проекта. Речь идет, в частности, о создании автоматизированной системы управления движением поездов и реконструкции локомотивного депо в Ашхабаде. В Токио создан японо-туркменский комитет по экономическому сотрудничеству^ но о реальных результатах его деятельности пока не известно (См. «Сегодня», 18 июня 1996 г.).

Приведенные выше примеры говорят о сравнительно ограниченном экономическом сотрудничестве Японии со странами, отде1 лившимися от России. В этой связи ясно прослеживается тенденция правительственных и деловых кругов Японии воздерживаться от самостоятельных инициатив в реализации крупномасштабных программ экономического сотрудничества с новыми «странами ближнего зарубежья», большинство из которых сегодня увязло в экономических трудностях.

Очень явственно прослеживается при, этом и другое, а имен но готовность японских деловых    кругов    присоединяться к тем экономическим начинаниям по освоению природных ресурсов стран СНГ, в которых участвуют какие-либо могущественные фирмы США, Германии или Великобритании. Почему? Да потому, что в участии в названных начинаниях крупных американских или европейских фирм, за плечами которых стоят правящие круги США или Германии, японские бизнесмены видят гарантию того, что их капиталовложения не провалятся в тар-тарары, что Соединенные Штаты в случае смуты или иных потрясений в новоиспеченных государствах СНГ сумеют обеспечить и отстоять доходы не только американских, но и японских фирм, выступающих в одной связке с американскими. Характерным примером тому стало недавнее сообщение о подписании в Баку 14 декабря 1996 года контракта, предусматривающего увеличение добычи нефти в Азербайджане на основе совместного участия в этом деле наряду с компаниями США и японских фирм. Правда, как сообщалось, доля участия Японии в этом консорциуме составила всего лишь несколько процентов. Что касается подходов японского правительства к «странам ближнего зарубежья» в сфере международной политики, то в целом Япония в этом вопросе идет в фарватере США. Любое ослабление прежних связей с Россией приветствуется токийскими руководителями, а польза любого экономического соглашения с Россией ставится под сомнение. Приветствуются, естественно, японскими правящими кругами и средствами массовой информации любые шаги отдельных стран СНГ по пути сокращения их военного! потенциала, а также любые шаги по пути к сближению со странами НАТО. В этой связи примечательным стало ликование японской печати по поводу решения правительства Украины об удалении с украинской территории любых видов ядерного оружия. В передовой статье газеты «Джапан Таймс», посвященной этому решению писалось: «Впервые в мировой истории государство решило отказаться от своего ядерного арсенала... Историческое решение Украины — это дипломатический триумф, не только для этой страны, но и для всего (мира... Миру следует вознаградить аплодисментами Украину за такую смелость» («The Japan Times», November, 19, 1994).

В целом же все о чем говорилось выше можно резюмировать так: правящие круги Японии весьма довольны происшедшим пять лет тому назад распадом Советского Союза и отходом на некоторое расстояние от России ряда прежних союзных республик. Эти новые государства, в первую очередь государства Средней Азии и Закавказья, рассматриваются японскими деловыми кругами как перспективные сферы сбыта японской продукции и инвестиций капиталов, а также как потенциальные   опорные   пункты японского

влияния. Но пока, однако, японские бизнесмены воздерживаются! от оказания крупномасштабной экономической помощи этим новым государствам, не будучи уверены в стабильности их экономики и политических режимов. Тем не менее в ближайшее время по мере расширения контактов Японии с этими странами правительства названных стран стремятся расширить эти контакты) следует ожидать усиления японской активности в ближнем зарубежье. Но надо при этом помнить, что такая активность будет носить, судя по всему, деструктивный характер по отношению к связям «стран ближнего зарубежья» с Россией. Конечная цель этой активности сведется к дальнейшему ослаблению контактов этих стран с Россией, поскольку японские правящие круги не заинтересованы ни в частичном, ни тем более в полном восстановлении Советского Союза. К тому же не питают японцы сегодня к России ни симпатий, ни уважения. Вот почему нам на приходится особо радоваться по поводу упрочения контактор Японии со «странами ближнего зарубежья».

 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.