Бадерхан Ф. Северокавказская диаспора дальнего зарубежья и чеченский конфликт E-mail
Чеченский конфликт доказал несостоятельность Долго существовавшего в российской исторической науке мнения о том, что северокавказская диаспора уже находится за пределами истории. На самом деле с первого дня переселения из родных мест представители северокавказской диаспоры старались сохранить свою национальную культуру, родные языки, обычаи в надежде когда-нибудь вернуться на свою историческую родину. И несмотря на то, что с тех пор прошло около 140 лет такие надежды все еще существуют.
События на Кавказе вообще и в Чечне в частности обеспокоили сердца не только кавказцев, проживающих на своей исторической Родине, но и представителей северо-кавказской диаспоры, проживающих на чужбине, особенно в Турции и США.
Необходимо отметить то, что представители Северного Кавказа проживают и в Сирии, Иордании и других странах Ближнего Востока. Однако наиболее активно вели себя по отношению к событиям, происходящим на Кавказе, в частности в Чечне, те представители северокавказской диаспоры, которые проживают в Турции и США. Это было обусловлено двумя факторами:
Турция и США имеют прямые, непосредственные интересы в происходящих событиях на территории бывшего СССР, особенно в России и в частности на Кавказе.
Северокавказская диаспора в Турции и в США имеет больше возможностей проявлять активность, чем в других странах, так как в Турции проживает, по разным данным, от 2-х до 7-и миллионов представителей Северного Кавказа и они организованы в 60 различных культурно-благотворительных ассоциаций, а в США число эмигрантов значительно меньше, однако они абсолютно открыто собирают средства для отправки на Северный Кавказ.
Официальная Турция использует фактор диаспоры для достижения своих внешнеполитических целей на Кавказе, а через него — в Центральной Азии. Об этом было, в частности, заявлено турецкими руководителями в прошлом году при открытии второго КПП на турецко-грузинской границе. Кавказ, по их мнению, должен стать мостом, напрямую соединяющим Турцию с «тюркским миром в Средней Азии, где проживают единокровные, единоверные братья и откуда потянутся на западные рынки нити газо- и нефтепроводов». В этой связи после обострения чеченского конфликта и захвата в январе прочеченскимн боевиками пассажирского парома «Аврасия» внимание к кавказской диаспоре в Турции стало настолько велико, что в турецкой прессе появилась масса публикаций о представителях Северного Кавказа, проживающих в Турции, о которых раньше вообще не упоминалось.
Десятки лет все граждане Турецкой Республики вне зависимости от национальной принадлежности были турками — каждый живущий в Турции — турок и не более. Однако после того, как Тургут Озал возглавил кабинет министров и затем стал президентом, тема Турции как унитарной республики сменилась темой существования в этой стране «культурной мозаики». Люди с тех нор стали открывать в себе то, что называется национальным происхождением. Однако о кавказских эмигрантах по существ) заговорили в полный голос в апреле только после печального инцидента с «Авраспей», и они вызвали к себе в народе сочувствие в связи с событиями в Чечне. Практически в прессе и среди официальных лиц  угонщиков  парома   не   называли террористами.
Турция обеспокоена вооруженным конфликтом на Кавказе и стремится обезопасить своп границы, но в то же время и укрепить связи с народами, проживающими в этом важном с геополитической точки зрения регионе. Прочная основа для этого существует, и одну из ведущих ролей в этом как раз и играет кавказская диаспора в Турции.
В этом плане роль северокавказской диаспоры совпала с той ролью, которая отводилась кавказским эмигрантам при переселении в Турцию в прошлом веке, — «отбить Северный Кавказ от России силами самих кавказцев с помощью турецкого (османского) правительства». Естественно методы действий в настоящее время изменились, однако цель осталась по сути тон же. В этой связи Султан ДавлетТирей о планах Порты в отношении горцев Северного Кавказа тогда писал: «Турецкое правительство охотно принимало к себе переселенцев, а переселенцы нужны были для заселения пустынных мест в Европейской и Азиатской губерниях. Народонаселение Турции в это время сильно уменьшилось после двухвековой борьбы с балканскими народами и в Аравии. Турция совсем опустела, теряя каждый год, как показывают статистические данные, относящиеся к тому времени, более 100 тысяч своих сыновей в беспрерывных войнах. Турция не ошиблась, ей выгодно было получить новый народ — народ здоровый, воинственный, воспитанный на традициях мужества, благородства и беззаветной преданности».
Естественно Турция стремилась использовать переселенцев в первую очередь для осуществления военно-политических задач, «она полагала найти в эмигрантах цемент для сплочения своей распадающейся армии». Расставив их на стратегически важных пунктах в случае войны с Россией их можно было бы использовать в качестве боевой силы. Это действительно случилось во время русеско-турецкой войны 1877—1878 гг.
Возрождение роли кавказских эмигрантов в турецких политических кругах сопровождалось, как уже было отмечено, массой публикаций турецкой печати, которые, рассказывая о потомках северокавказцев в Турции, возвращались к эпохе имама Шамиля, вождя горцев Дагестана и Чечни, возглавлявшего борьбу против царской России в течение 25 лет (1834—1859 гг.) «Со священным именем шейха Шамиля, — пишет «Хюрриет», — чеченцы ведут и ныне свою борьбу за независимость, а захватившие паром «Аврасия» боевики и солидаризующиеся с ними легальные эмигрантские общества кавказцев в Турции называют себя «внуками Шамиля, добиваясь создания «Кавказской конфедерации», независимой от «империалистической России».
Как известно, по ходатайству эмира Абдул-Кадыра Алжирского в 1868 г., имам Шамиль после 10 лет проживания в Калуге в 1868 г. получил разрешение поехать в Саудовскую Аравию для совершения хаджа (паломничества). Таким образом семья имама оказалась на Ближнем Востоке. Шамиль встретился с эмиром Абдул-Кадыром Алжирским во время открытия Суэцкого канала в Египте и затем поехал в Аравию, где скончался в 1871 году. Его семья, дети и внуки расселились по разным странам Ближнего Востока, в том числе и в Турции.
Корреспондент газеты «Хюрриет» разыскал одного из реальных праправнуков легендарного Шамиля — черкеса7 Айдына Османа Эркана, проживающего ныне в Стамбуле. Тот заявил, что политикой не занимается, но «сердцем — на стороне национального дела черкесов. На вопрос, верит ли Эркан-бей, что идеал северокавказцев об объединении осуществится, он заметил: «Раньше не верил. Но начал верить после того, как восстали чеченцы вслед за распадом СССР».Настроение кавказской диаспоры в Турции заметно повышалось по мере того, как драматические события в Чечне всколыхнули весь мир. У значительной части диаспоры существует тяга к действиям «по примеру предков». «Я всегда мечтал о независимости Кавказа, но я никогда и не думал, что смогу однажды стать действующим лицом в этом деле, — заявил турецкий адвокат и официальный представитель чечено-кавказского комитета Муктадир Илан, выходец из Чечни. — Все мое детство прошло в рассказах о массовых ссылках чеченцев. Вначале наш комитет представлял собой лишь культурную ассоциацию. Но в сентябре 1994 г., когда забурлила Чечня, мы тоже ожили и возродились. Мы занимаемся, в частности, тем, что информируем нашу кавказскую диаспору о жизни в Грозном и во всей Чечне.»
Говоря о многочисленных «культурных обществах» черкеcов в странах Ближнего Востока необходимо отметить, что они раньше занимались вопросами национальной культуры эмигрантов, обучением разным языкам, благотворительностью, изданием различных газет и журналов по истории и современной жизни Кавказа и т. д. А с 70-х годов, после образования в СССР общества «Родина» по связям с зарубежными соотечественниками, культурные и благотворительные общества северокавказцев за рубежом установили контакты с отделениями общества «Родина» в республиках Северного Кавказа. В результате, многие общественные деятели зарубежных кавказцев получили возможность посетить историческую родину и большое количество семей смогло вернуться окончательно на родину.
С началом перестройки у зарубежных кавказцев, как будто бы, появились надежды посетить историческую родину или вернуться окончательно. И действительно, за годы перестройки вернулись более 300—400 семей в разные республики Северного Кавказа. однако с ухудшением экономического положения в России этот процесс значительно замедлился, а с началом чеченского конфликта возвращение на родину не только прекратилось, но отдельные семьи вернулись назад. Трагизм нового процесса оказался намного сильнее на этот раз, чем во время переселенки в XIX веке.
События в Чечне оказались настолько неожиданными для представителей диаспоры, что привели их в шок. Сразу же как они узнали о вторжении российских войск в Чечню большинство северокавказцев выразили желание приехать добровольцами в Чечню, однако, в силу различных причин, только нескольким удалось принять участие в сопротивлении против российские войск.
Что касается деятельности культурных обществ зарубежных кавказцев, то их издания, особенно в Турции, быстро переориентировались с культурно-этнографических на политические. Например газета «Еди йылдыз» открыто поддерживала генерала Дудаева и сообщала, что десятки турок кавказского происхождения сражаются в Чечне на стороне сепаратистов. Журнал «Ени Кавказ» еще до начала чеченского кризиса публиковал различные материалы о методах и формах колонизации Россией Кавказа и о героизме кавказцев в период национально-освободительного движения под руководством имама Шамиля. Кроме того, журнал освещал историю Горской республики, ликвидированной Сталиным в 1921 году и ставшей примером для; деятельности и пропаганды общественно-политического движения Конфедерации пародов Кавказа в последние несколько лет.
Однако, печать северо-кавказской диаспоры как в Турции, так и в других странах, где она проживает, остается маловлиятельной и малоизвестной широкому кругу читателей, она известна в основном читателям кавказского происхождения.
Наиболее авторитетными и известными в Турции газетами являются «Хюрриет» («Свобода») и «Миллиет» («Нация»), они реально влияют на общественное мнение турок. Например, согласно «Миллиет». руководитель боевиков, захвативших паром «Аврасия», Мухаммед Токчан — «муджахед» («борец за веру») из семьи люмпенов, по профессии — слесарь. Установлено, что он воевал под командованием Шамиля Басаева против русских войск. Его брат Абубекир Фарук был однажды арестован за попытку бросить гранату в полицейского в Трабзоне. Отец Токча-на — выходец из Абхазии. Сам он родился в городе Дюздже близ Стамбула, отслужил срочную службу в турецкой армии, этот опыт пригодился ему на фронтах Чечни и Абхазии. Телепрограмма «интерстар» называла 26-летнего Токчама близким другом Басаева. Семья Токчанов многочисленная, часть родственников до сих пор живет в Абхазии. После смерти матери его отец Адильбей вернулся в Абхазию и служит там имамом.
Сообщники Мухаммеда Токчана — абхазец Эндер Джомкун, который часто выходил на связь с журналистами; Эрдинч Текир тоже абхазец и Седет Гепиз адыгеец из села Токчана Дюздже,— все они с августа 1992 года по сентябрь 1993 года активно участвовали в грузино-абхазской войне.
Во всех странах, где проживают выходцы из Северного Кавказа, прошли акции протеста против ввода российских войск в Чечню. Особенно массовыми такие акции были в Турции, так
как численность диаспоры здесь, как уже отмечалось, (превышает 2 млн. чел. и она организована в 60 ассоциаций. С тамбул, особенно во время захвата парома «Аврасия» превратился в рупор сторонников Дудаева. Именно здесь чеченская диаспора вместе с представителями других северокавказских диаспор в Турции проводили у генконсульства Российской Федерации и на берегах Босфора митинги протеста против действий российской армии, именно туда планировал зайти и устроить пресс-конференцию Токчан.
Что касается позиции официальной Анкары по поводу захвата «Аврасия», то она не предпринимала насильственных оперативных мер по освобождению заложников, действуя исключительно мирными средствами, в том числе путем диалога с террористами и методом убеждения. Но при этом судно с похитителями все время находилось в поле зрения всех силовых структур на пути его следования.
По сообщениям различных информационных агентств, по окончании насильственной акции по меньшей мере 6 тыс. манифестантов вышли на улицы Стамбула в знак солидарности с боевиками Токчана. «Ядро манифестантов, — как сообщает корреспондент ИТАР-ТАСС в Стамбуле, — составляли активисты общества солидарности с Чечней и кавказскими народами и общества пантюркистского и исламистского толка «Низами-алеп», к которому некоторые наблюдатели причисляют экстремистов, захвативших «Аврасию».
В Турции сегодня широко и повсюду говорят о солидарности с тюркоязычными народами республик бывшего СССР и с кавказцами, главным образом мусульманами. Довольно многочисленные общества солидарности с Чечней постоянно проводят сбор финансовых и иных средств для поддержания чеченцев.
Кроме того представители чеченской республики «Ичкерия» открыто действуют в Турции, особенно в турецкой части Кипра, где «покойный» Дудаев установил официальные связи с Турецкой  Республикой  Северного   Кипра   (ТРСК)   еще  в   1992  году.
Действия националистических течений кавказского толка в Турции идут во вред отношениям о Россией, и официальная Анкара отмежевывается от них, ее позиция пока не изменилась: уважение территориальной целостности РФ с учетом интересов и требований, выдвигаемых Чечней, и решение конфликта не с позиции силы, а мирными средствами.
Таким образом северокавказская диаспора, серьезно обеспокоена событиями на исторической родине, оказала определенное влияние на события, происходящие на Северном Кавказе. Она доказала всему миру, что она существует несмотря на то, что прошло более 140 лет со времен трагического переселения, она во многом связана с родиной предков. В российской и советской исторической науке данная тема вообще не освещалась, однако последние события на Северном Кавказе доказали, что данный вопрос требует серьезного анализа российских ученых и политиков для того, чтобы выработать правильную политику по отношению северокавказской диаспоры дальнего зарубежья особенно в Турции.
 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.