Ушаков В.А. Узел противоречий вокруг Каспийского моря E-mail
В последнее время внимание многих политиков, экономистов, дипломатов, военных, историков и СМИ все больше стало привлекать положение, складывающееся в бассейне Каспийского моря. Это произошло после развала Советского Союза, окончания «холодной войны», образования на юге бывшего СССР независимых мусульманских республик Азербайджана и Центральной Азии, и что особенно важно, открытия на шельфе и в прилегающих к Каспию районах огромных запасов нефти, которые, по некоторым данным, (более 50 млрд. тонн) даже превосходят запасы всемирно известных углеводородов в Персидском заливе'. Важно также то, что в этом огромном регионе процесс открытия новых месторождений нефти и природного газа продолжается и это, несомненно, вселяет определенный оптимизм в свете последних предсказаний геологов с мировыми именами, что нефть на Земле истощается, и что через примерно 70 лет, начиная с 2001 года, уже открытые ранее месторождения нефти будут исчерпаны полностью. А ведь нефть до сих пор является главным источником энергии, который практически нельзя ничем заменить. В обозримом будущем пока что только нефть сможет полностью удовлетворить потребности растущего человечества в энергии. Именно поэтому из-за обладания источниками этой энергии могут возникнуть конфликты, в том числе и войны. Возрастает также значение природного газа, как альтернативного источника энергии, а вместе с тем газопроводов и нефтепроводов и их прокладки через те или иные страны. Дело в том, что выбор маршрута транспортировки, даже первичной, не говоря уже об основном потоке нефти, имеет чрезвычайную важность для стран, по территории которых может пройти трубопровод. Цена платы за реэкспорт может составлять иногда треть стоимости самой нефти, поэтому конкуренция стран за право прохождения по их территориям трубопроводов весьма остра и чревата конфликтами, вплоть до вооруженных.
Здесь также открыты и ведется интенсивная эксплуатация цветных и редких металлов, урановых руд. Кроме того, с давних пор в Каспийском море ведется вылов ценных пород осетровых рыб и белуги, вес которых нередко достигает до нескольких центнеров. Осетровые дают в основном черную икру, которая идет главным образом на экспорт (отсюда родилась шутка, что все осетры мечут икру только за границей), принося ежегодно странам, примыкающим к Каспию, миллионные доходы в валюте.
Именно в силу этих причин в настоящее время уже около 30 стран Запада и Востока проявили самый живой интерес к этому региону, со странами которого они стали поддерживать тесные связи политического, торгово-экономического, военного, культурного и идеологического характера. Сами государства этого региона начали процесс интеграции, возродив в 1985 г. деятельность РСР, которая получила новое название Организации экономического сотрудничества (ОЭС). В начале 1992 г. в ОЭС вступили все бывшие советские республики Закавказья и Центральной Азии. Таким образом, число ее членов возросло до 10 и сама организация по площади и населению приблизилась к ЕЭС или, по крайней мере, к АСЕАН. И конечно, в центре внимания этого альянса оказался бассейн Каспийского моря. Не довольствуясь, однако, этим Тегеран по своей инициативе создал в том же 1992 г. другую организацию — Ассоциацию прикаспийских государств со штаб-квартирой в Тегеране, куда были приглашены участвовать — Азербайджан, Россия, Казахстан и Туркмения. Важной задачей этой организации является выработка общего политико-экономического статуса этого региона, поскольку ранее выработанный статус в 1921 и 1940 гг. уже устарел и потерял свою силу после распада СССР в 1991 г. и выхода на политическую арену новых государств в бассейне Каспия. И тут сразу же возникли противоречия. Дело в том, что Россия, Иран и Туркмения считают Каспийское море озером, закрытым водоемом, на который распространяются все правила международного характера, касающиеся закрытых водоемов. Баку же и Казахстан считают, что Каспий — это морской водоем и на него распространяются все правила, касающиеся открытого водоема, особенно в отношении раздела шельфа этого огромного озера-моря. Именно на этом основании Азербайджан в 1994 г. определил свои «национальные» зоны на Каспии, и отдал их в эксплуатацию иностранным компаниям, не дожидаясь пока будет определен общий статус путем консенсуса государств, прилегающих к этому водоему.
Тогдашний министр энергетики РФ Шафраник согласился с таким решением Баку и, более того, дал добро российской компании ЛУКойл вступить в международный консорциум № 1 по добыче нефти на шельфе Каспия. МИД РФ энергично протестовал против этого шага, но Шафраника поддержали премьер-министр В. Черномырдин и президент РФ Б. Ельцин, и МИД РФ был вынужден отступить. Именно в связи с такой непоследовательной позицией руководства РФ по данному вопросу проблема до сих пор остается нерешенной. В декабре 1996 г. во время встречи министров иностранных дел стран СНГ, примыкающих к Каспию, так и не был решен вопрос о статусе Каспия, хотя это имеет особо важное практическое значение, ибо нужно определить зоны, где можно и должно вести разработку нефти в общих интересах всех стран, примыкающих к Каспию.
В первом главном международном консорциуме РФ сумела полупить только 10% акций, тогда как американские и английские компании получили 67,7% акций этого консорциума. Примерно столько же акций получила ЛУКойл во втором международном консорциуме, зато в третьем под давлением американских компаний его просили подождать со вступлением годика три-четыре, а в приеме в четвертый консорциум вообще отказали. Американский капитал выталкивает Россию и российские нефтяные компании из Каспийского региона, где на подходе большая нефть, возможно, даже большая, чем в Персидском заливе. Здесь начинает завязываться тугой узел противоречий между ведущими нефтяными компаниями мира и стоящими за их спиной правительствами, ибо без нефти нет энергетики, а без энергетики нельзя иметь нормально функционирующую экономику. И нефть в XXI веке будет, видимо, продолжать играть ведущую роль в снабжении человечества энергией и топливом, а также сырьем для нефтегазовой промышленности. Поэтому уже в настоящее время нам следует усилить свое влияние в бассейне Каспийского моря, особенно что касается нашего участия в разведке, добыче, транспортировке и "переработке нефти этого уникального месторождения на Каспии.
Помимо нефти в бассейне Каспийского моря имеются громадные залежи природного газа, особенно в Туркмении, откуда он поступает в сеть европейских газопроводов и даже идет за границу через российскую систему газопроводов, но не в таком большом количестве, как это хотелось бы Ашхабаду. Дело в том, что он сам стремится выйти со своим газом за границу в самых разных направлениях — на Запад через Иран и Турцию и на Юг через Афганистан и Пакистан к Аравийскому морю и далее в Индию. И в данном случае США и западные компании стремятся всячески
вытеснить российские компании на обочину, не дать им возможности участвовать на равных при прокладке, и особенно выборе маршрута будущих трубопроводов, добиваясь чтобы они проходили не через территорию России, а другими любыми путями, вплоть до иранского, лишь бы не через РФ. Примечательно, что когда небезызвестный Бжезинский был весной 1996 г. в Баку, он высказался в разговоре с президентом Алиевым, в том смысле, что часть трубопроводов с Каспийских месторождений следует направить через Иран, чтобы полностью не оттолкнуть эту страну от Запада и США и с тем, чтобы она не попала полностью в объятия России.
И все же экономическая целесообразность взяла верх над политическими расчетами и было решено, в частности, провести нефтепровод через Россию из Азербайджана в Новороссийск и далее доставлять нефть танкерами в страны Европы. Второй нефтепровод пройдет через Грузию в Поти и затем танкерами в Европу. И третий путь планируют проложить через Турцию и частично Иран в Европу. Ранняя нефть должна пойти с февраля 1997 г. Ответственность за поставки нефти по северному маршруту длиной около 1400 км взяла на себя компания Транснефть под гарантии правительства России. Этот нефтепровод 70 км проходит по территории Чечни. Что чеченцы и решили использовать в своих, интересах. Они начали переговоры в Баку с руководством Каспийского трубопроводного консорциума (КГК) о выделении Грозному доли в акциях международных нефтяных консорциумов в Баку и предъявили ему ультиматум, что если Чечню не возьмут в Долю, то она перекроет поставки нефти по своему 70-км участку нефтепровода. В таком случае РФ потерпит многомиллиардные убытки, которые будут взысканы с нее как гаранта деятельности компании Транснефть. И когда чеченцам сказали, что вступление в МНК может стоить примерно 1 млрд. долл., то Грозный ответил, что одна арабская страна уже обещала внести такой вклад за Чечню в качестве кредита. Это своего рода шантаж международного класса.
Более того, правительственная делегация Чечни вылетела в Японию, где ее принимала неправительственная, частная исследовательская организация Японского международного форума, которая, в частности, работала и по заказам МИД Японии. Чеченскую делегацию возглавляли два высокопоставленных лица — первый вице-премьер Хож Ахмед Нухаев и министр иностранных дел Руслан Чимаев. Всю деловую сторону вел экзотичный поляк-мусульманин Мансур Яхимчик, выступавший в качестве консультанта чеченской стороны. Чеченцы заявили японцам, что они соз-
дают новый консорциум на международной основе, в который кроме Чечни войдут Украина и Польша и приглашается Япония, а также, если пожелает и Россия. Этот консорциум будет сначала экспортировать нефть с Каспия через Чечню, Украину и Польшу в страны Европы. Затем набравшись опыта, и главное средстз, этот консорциум построит нефтепровод через Турцию и при том, что перекачка ее нефти будет на 20% ниже, нежели у России. Как видно, здесь масштабы международного шантажа возросли до беспредела. Цель же ставится одна — привлечь внимание японских правительственных кругов к проблеме Чечни и попытаться создать в Японии представительство Ичкерии как независимого от России государства. Неизвестно как отреагировал официальный Токио на этот шаг Грозного, но крови он попортил многим, в том числе и прежде всего в МИДе РФ. Видимо в будущем повторение подобных шагов нельзя исключить и на них нужно будет быть готовым немедленно отреагировать соответствующими мерами.
С отходом от России стран Центральной Азии и Кавказа Москва лишилась также возможности получать руды цветных металлов, урановых руд, а также руд редкоземельных элементов, без чего трудно вообразить себе проведение исследовательских работ в космосе, электронике и т. д. В настоящее время Россия еще как-то обходится без всего этого, но так продолжаться долго не может. Коллизии назревают уже сейчас. РФ недавно потребовался хром для выплавки высокосортной стали. Просили при этом Назарбаева лично помочь в решении данного вопроса. Он попытался это сделать, но производство хрома попало в руки смешанного частного общества с участием немецкого капитала, которое отказало Москве в ее просьбе и просило стать в очередь за этим металлом. Чтобы закончить эту тему, следует отметить, что американский капитал сумел за короткое время после распада СССР серьезно вклиниться в промышленность и производство бывших советских республик СССР, да и в саму Россию также. Так. например, российская нефтяная компания ЛУКойл 20% своих акций продала американскому капиталу, тогда как РФ закупила всего 16% акций этой компании9. Не случайно, что именно на это время послом США в РФ был назначен опытный нефтяник Страус, который имел главную задачу внедриться в российскую нефтяную и газовую промышленность, с чем он успешно, как считают сами американцы, справился, и вскоре был отозван обратно в Штаты — мавр сделал свое дело — мавр ушел, когда цель была достигнута.
В начале 90-х годов на Каспии добывалось 5000 т высококачественных осетровых рыб (в 1977 г. — 27 тыс. тонн) и производилось 320—400 т черной икры. Иран производил 100 т и столько
же Азербайджан. Большая часть икры шла на экспорт (I кг,:==-Д7.5 долл.) и в год Баку получал, таким образом, 17,5 млн. долл. РФ экспортировала на 35 млн. долл. черной икры, большая часть которой шла в США. Следует отметить, что только российская черная икра имеет самые высокие вкусовые и прочие качества и персы, и особенно азербайджанцы, научились ловко подделывать торговые знаки и выдавать свою икру за русскую, чем наносят большой ущерб нашей торговле черной икрой, снижая на нее мировые цены. Кстати, именно Россия больше всех других республик заинтересована в сохранении поголовья осетровых рыб, которым угрожает гибель, если не будут приняты меры по их защите при начале добычи нефти в промышленном масштабе на Каспии. Позиции России в этом плане поддерживает Иран. Эта проблема мало интересует Баку и Алма-Ату, которые все будущее Каспия связывают с добычей нефти на шельфе и фактически уклоняются от принятия совместных мер по защите и экологии бассейна Каспийского моря.
В связи с образованием в Центральной Азии и в Закавказье некоего вакуума, туда устремились Турция, Иран, Пакистан, не говоря уже о западных странах во главе с США. Пользуясь распадом СССР, ослаблением армии России, Анкара, Тегеран и Исламабад начали наращивать свои вооруженные силы и строить планы создания на юге бывшего СССР «общего тюркского рынка», «общего исламского рынка» и т. д., что в первую очередь направлено против интересов России и ставит своей конечной целью вытеснить ее сначала экономически, а затем и политически и в военном плане из этих регионов и полностью подчинить их своему влиянию. Не случайно министр обороны РФ Игорь Родионов, выступая в конце 1996 г. на конференции «Развитие стратегического партнерства и военно-политической интеграции государств — участников СНГ», отметил потенциальную угрозу, вызванную резким наращиванием наступательного потенциала ряда азиатских стран, в том числе Турции, Ирана и Пакистана, которые, как известно, составляют ядро Организации экономического сотрудничества (ОЭС), куда вошли все республики Центральной Азии, и Закавказья ". Интересно отметить, что, когда в мае 1996 г. в Ашхабаде проходили пышные церемонии открытия железной дороги Ашхабад — Мешхед — Персидский залив и президент ИРИ А. А. Хашеми-Рафсанджани в эмоциональном порыве высказал президенту Туркмении С. Ниязову свою сокровенную мысль о том, что сотрудничать эти государства будут, видимо, не только в экономической, но и политической даже военной сферах, то испуганный таким поворотом дела Ниязов поспешно ответил, что тогда Туркмения выйдет из ОЭС. И Рафсанджани стоило немалых трудов убедить своего собеседника, что он-де сказал это к слову, а не совсем серьезно. Обращает на себя внимание тот факт, что ИРИ увеличила свои вооруженные силы до 1,5 млн. чел. Все сокращают свои армии, а Тегеран их наращивает. И это происходит в мирное время, когда Ирану ничто и никто не угрожает, армия ИРИ растет, получает при нашей поддержке самое современное оружие, которое неизвестно куда еще будет повернуто правыми иранскими фундаменталистами, когда они придут к власти летом 1997 года. И в Вашингтоне и в Тегеране убеждены, что войны между ИРИ и США не будет! Так против кого же готовится столь мощная армада — не против ли врага номер два — России, страны «неверных», атеистов и «безбожников», которых, по мнению Тегерана, сам Аллах призывает уничтожить. Об этом следует серьезно подумать! И еще лучше, сделать соответствующие выводы практического свойства!
Россия заинтересована в поддержании мира и безопасности в регионе Центральной Азии и Закавказья, на ее южных рубежах. Россия стремится к восстановлению равноправных торговых и технико-экономических связей с этими регионами, особенно в области нефти, газа, цветных и редких металлов, сохранения и умножения рыбных богатств Каспия, экологии и защиты этого уникального региона на земном шаре и т. д. В районах, примыкающих к Каспию, живут и трудятся 7,3 млн. русских, которых Москва s случае чего не может оставить на произвол судьбы. Из-за «прозрачности» существующих границ РФ рассматривает многие свои южные границы вкупе с границами других стран — членоз СНГ, защита которых — защита границ самой Российской Федерации. Ну и, кроме того, этот пояс стран СНГ рассматривается как связующее звено между Россией и странами Дальнего Зарубежья.
В силу этих и других не менее важных причин РФ будет всегда защищать своп кровные интересы в этом очень для нее важном регионе, вплоть до применения вооруженной силы и других мер принудительного характера. Россия вскоре должна выйти из того тяжелого кризиса, в котором она оказалась после распада СССР, и, естественно, постарается восстановить в полной мере все те интересы, которые она ранее имела в этом регионе. Об этом уже сейчас стоит подумать некоторым западным и восточным странам, которые безоглядно кинулись в этот так называемый вакуум, чтобы пользуясь слабостью России поживиться за ее счет. Производятся немалые денежные вклады, строятся нефтепромыслы, сооружаются нефте- и газопроводы и чтобы обеспечить в будущем
их бесперебойное функционирование нужно уже сейчас строить отношения на основе уважения, взаимных интересов, добрососедства и доброжелательства, чтобы сохранить мир и безопасность в грядущие десятилетия.
 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.