А. Хазанов, В. Ушаков, К. Марков. Рецензия на книгу бывшего сотрудника Белого Дома Ричарда Э. Кларка "Против всех врагов: закулисная сторона войны Америки с терроризмом". E-mail

Richard A. Clarke. Against all enemies. Inside America's War onTerror. N.-Y.-L.-Toronto-Sydney: Free Press, 2004. 300 P.  

Взгляд Р.Кларка на события 11 сентября 2001 г. и войну США в Ираке.

Книга бывшего сотрудника Белого Дома Ричарда Э. Кларка, "Против всех врагов: закулисная сторона войны Америки с терроризмом" ( Against all enemies : inside America s war on terror ), вышедшая в свет 22 марта 2004 г., стала в США бестселлером № 1. Уже спустя месяц после её публикации гонорар автора составил порядка одного млн. долл., а сам автор сделался наиболее заметной фигурой среди американских исследователей современной внешней политики Вашингтона.

Чем же привлёк к себе внимание американского читателя этот внушительный труд объёмом более 300 страниц?

Без сомнения, здесь свою роль сыграли жёсткие обвинения Р.Кларка администрации Дж.Буша в неверной антитеррористической политике, которая привела к трагедии 11 сентября и чревата для национальной безопасности США существенными угрозами.

Монография Р.Кларка выглядит более чем основательной. Её нельзя рассматривать просто как орудие предвыборной борьбы, несмотря на то, что соперник Дж.Буша сенатор-демократ Дж.Керри, официально назвал монографию своей любимой книгой. Особое доверие, которое она вызывает, подкрепляется биографическими данными автора.

Свою карьеру в правительстве США он начал ещё в 1973 г. в качестве аналитика по проблемам безопасности Европы при министерстве обороны.

В администрации Р.Рейгана Р.Кларк занимал пост заместителя госсекретаря по вопросам разведывательной информации.

При администрации Дж.Буша-старшего он являлся помощником госсекретаря по военно-политическим вопросам, а затем стал членом Совета национальной безопасности (СНБ).

После этого в течении восьми лет Р.Кларк работал в администрации Б.Клинтона координатором по выработке стратегии борьбы с международным терроризмом. С 2001 по апрель 2003 г. автор занимал должность специального помощника президента по обеспечению безопасности компьютерных сетей США.

Обвинению Дж.Буша в том, что тот проигнорировал предупреждения о возможных террактах на территории США, Р.Кларк посвящает отдельную главу своей монографии (глава "До и после 11 сентября "). Автор пишет, что для администрации Б.Клинтона не было более приоритетной задачи, чем борьба с терроризмом, в то время как администрация Дж.Буша рассматривала терроризм до 11 сентября как несрочную проблему. "Ещё в ходе президентской кампании 2000 г. - указывает Р.Кларк, -Джордж Буш и Дик Чейни сосредоточились на проблеме переговоров с Россией относительно Договора о противоракетной обороне 1972 г. Угроза терроризма вообще не обсуждалась" (Р. 226).

Особой критике автор подвергает главу СНБ Кандолизу Райе. Р.Кларк пишет: "Я понимал, что Райе и её заместитель Стив Хэдли находились под сильным влиянием стереотипов времён "холодной войны", которые укрепились в их умах со времени их прежней работы в СНБ. Они привыкли иметь дело с Организацией Варшавского договора и СССР... Меня особенно неприятно поражало то обстоятельство, что никто из них адекватно не воспринимал подлинных угроз национальной безопасности в новую эпоху" (Р. 230).

Ещё в январе 2001 г. Р.Кларк тщетно пытался убедить К. Райе сосредоточиться на той угрозе, которую представляет, для безопасности американских граждан международный исламский экстремизм. К. Райе, наоборот, взяла курс на выведение обеспечения национальной безопасности за рамки СНБ ( Ibid .).

Накануне инаугурации Дж.Буша автор направил К.Райс и С.Хэдли аналитическую записку, в которой акцентировалось внимание на том, что первостепенную угрозу национальной безопасности представляет международная террористическая организация "Аль-Каида". По мнению Р.Кларка, эта организация появилась на свет в 1988 или 1989 гг. Администрация Б.Клинтона ещё до взрывов американских посольств в Кении и Танзании сумела правильно оценить мощь данного исламского Интернационала и, в отличие от команды Дж.Буша, приступить к реализации программы по совершенствованию мер безопасности в самих США (Р. 154).

Автор приводит интересные факты крайне легкомысленного отношения нового американского правительства к той угрозе, которая исходила от "Аль-Каиды".

Так, несмотря на то, что аналитическая записка, сообщавшая о существующей угрозе, была подана Р.Кларком на рассмотрение в январе 2001 г., заседание СНБ по этой проблеме состоялось лишь в апреле. К.Райс распорядилась, чтобы заседанию предшествовало предварительное рассмотрение записки всеми ведущими членами Совета на предмет её актуальности (Р. 231). В ходе заседания выяснилось, насколько далёк был Совет от того, чтобы единодушно считать Усаму бен Ладена опасным противником. Пол Волфовиц, заместитель министра обороны США, откровенно заявил: "Я не понимаю, почему мы тратим время на разговоры только об этом человеке, бен Ладене... Есть другие источники терроризма, например Ирак".

Р.Кларку пришлось ему напомнить о том, что с 1993 г., по данным ЦРУ и ФБР, не имеется никаких доказательств причастности режима С.Хусейна к терактам, направленным против США. Подчеркнём эту реплику особо, как развенчивающую правомочность официального обоснования Вашингтоном вторжения в Ирак. Результатом апрельского заседания СНБ по проблеме "Аль-Каиды" стал своеобразный компромисс, предложенный С.Хэдли. Согласно ему, Вашингтон должен сосредоточиться на борьбе с режимом талибов в Афганистане как основным спонсором У. бен Ладена при параллельном наступлении на режим С.Хусейна. Срок разработки такой скоординированной стратегии определялся несколькими месяцами (Р. 232). Между тем день трагедии неумолимо приближался...

Другим заслуживающим внимание фактом является грубое игнорирование представителями истеблишмента Вашингтона тех сообщений о размахе деятельности "Аль-Каиды", которые поступали от американских дипломатов в странах Востока.

Посол США в Индонезии Роберт Джелбард на протяжении 1999-2000 гг. прилагал значительные усилия, чтобы побудить Джакарту приступить к систематическому преследованию "Аль-Каиды" и её местного "дочернего предприятия" "Джемаа Исламийя". Р.Джелбард сообщал в США о наличии крайне разветвлённой сети террористических организаций, охвативших страны Юго-Восточной Азии и подчинённых "Аль-Каиде". Между тем, П.Волфовиц, заняв пост в Пентагоне, приложил максимум усилий, чтобы добиться отставки Р.Джелбарда. Проработав несколько лет в качестве посла в Индонезии, П.Волфовиц полагал, что "параноидальная" обеспокоенность Р.Джелбарда активностью исламских экстремистов и его давление на Джакарту наносят ущерб укреплению индонезийско-американских отношений (Р. 233).

Рассуждения Р.Кларка позволяют прийти к заключению, что он был фактически единственным должностным лицом в администрации, который осознавал необходимость срочного принятия мер по отражению возможной атаки террористов на какой-либо мегаполис США. Даже директор ЦРУ Джордж Тенет, в чьих руках находилась вся разведывательная информация, полагал, что наиболее вероятной мишенью атаки станет Израиль или Саудовская Аравия, но никак не Америка (Р. 236). Автор пишет, что к июлю в его распоряжении имелись неоспоримые свидетельства того, что "Аль-Каида" объявила настоящую войну Западу. В частности, он упоминает о попытках экстремистов совершить террористический акт в Генуе во время очередного саммита "Большой Семёрки", которые были вовремя пресечены итальянскими спецслужбами (Р. 235).

4 сентября 2001 г., то есть за неделю до трагедии 11 сентября, Р.Кларк направил К.Райс очередную аналитическую записку, в которой критически отозвался о степени готовности США к терактам и предупредил, что жертвами недостаточных усилий правительства по борьбе с "Аль-Каидой" станут сотни американцев. В записке автор делал упор на неэффективные действия ЦРУ и министерства обороны (Р. 238).

Р.Кларк отмечает, что даже в этот день, когда состоялось новое заседание СНБ, посвященное "Аль-Каиде", среди членов Совета опять не обнаружилось общего понимания нависшей угрозы.

Например, министр обороны Дональд Рамсфелд высказал сомнение в том, что проблема У. бен Ладена существует на самом деле, а не является предлогом для повышения значимости самого Р.Кларка. Подобно своему заместителю, Д.Рамсфелд считал в качестве главного источника опасности Ирак и предложил сосредоточить своё внимание исключительно на С.Хусейне. Показателен тот момент, что дискуссии Совета окончились без принятия какого-либо конкретного решения. К.Райс лишь попросила Р.Кларка подготовить на рассмотрение президента свои рекомендации (Р. 237-238).



 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.