Устинова Т.Н. Политика США и Японии в АТР и проблемы безопасности. E-mail

Азиатско-Тихоокеанский регион занимает исключительно важное положение с точки зрения мира и безопасности. Именно здесь пересекаются интересы таких держав, как США, Япония, Россия и Китай. От сложившейся в регионе системы международных отношений во многом зависит решение главной проблемы, стоящей перед человечеством: проблемы войны и мира. Но именно здесь существуют нерешенные вопросы, касающиеся взаимоотношений между государствами. На современном этапе нерешенным вопросом является существование на Корейском полуострове двух государств — Республики Корея (или Южная Корея) и Корейской Народно-Демократической Республики (или Северная Корея). До недавнего времени существовала еще одна проблема, известная под названием «кампучийская».

Для Японии АТР представляет очень большой интерес — как объективный (возрастающее значение региона в мировой политике; пересечение здесь интересов многих государств), так и субъективный (этот регион очень важен в экономическом, политическом и стратегическом отношениях). Более половины внешнеэкономических интересов Японии сосредоточено именно здесь. Из стран региона Япония импортирует значительное количество сырья, на рынки этих государств стремится наиболее активно. Эти причины объясняют особый политический и стратегический курс Японии в АТР, а также активное изучение японскими учеными всех без исключения аспектов внутренней и внешней политики, экономики, государственного устройства, культуры входящих в его состав стран.

Для политической стратегии и политики Соединенных Штатов в АТР характерна двойственная позиция. С одной стороны, США всегда проводили политику активного расширения своего влияния во всех без исключения регионах, включая АТР. С другой стороны, американцы стремятся переложить часть усилий по защите своих позиций в различных регионах земного шара на своих партнеров. Об этом свидетельствовали события в Югославии, где американцы старались максимально использовать не свои, а европейские вооруженные силы. В силу этого Япония является для Соединенных Штатов одновременно партнером и соперником. США боятся потерять свое влияние из-за усиления влияния Японии, но.одновременно вынуждены способствовать наращиванию ее мощи. Поэтому США стараются усилить зависимость Японии от себя. В частности, это проявляется в том, что Соединенные Штаты поощряют развитие Японии в сфере обычных вооружений, сохраняя за собой единоличный контроль в области «ядерного зонта», одного из важ­нейших пунктов японо-американского военно-политического союза.

Интересы Японии в АТР по-разному оцениваются не только в мире, но и внутри страны, в частности японскими политологами. Например, профессор Университета Кобэ Йокибэ Макото в монографии «История политики и дипломатии Японии» утверждает, что Азия чрезвычайно важна для Японии прежде всего в экономическом плане. Следовательно, по мнению ученого, необходимо развивать внешнюю политику и дипломатию Японии в АТР, исходя из экономических и торговых интересов. Йокибэ Макото делает вывод, что Япония — это «торговая держава международного масштаба», которая должна строить свою политику на экономической основе.

В другом исследовании ученые Томита Нобуо и Сонэ Ясунори рассматривают внешнеполитический курс Японии в условиях конкретных экономических и политических изменений в АТР. Большое внимание уделяется ими внутриполитической базе дипломатических мероприятий Японии, «неопределенных действий страны в области военной политики». Ученые приходят к выводу, что именно мирная, невоенная дипломатия является наиболее правильной в отношении АТР, поскольку в странах этого региона еще сильно предубеждение против японцев как агрессоров и оккупантов. Особенно велико такое ощущение у жителей Южной Кореи.

Во внешнеполитическом курсе Японии в отношении АТР четко выделяется особый стратегический подход к конфликтным ситуациям. Японские научные центры подвергают существующие в регионе конфликты тщательному анализу, выявляя их причины, факторы, которые влияют на их динамику, перспективы возможного урегулирования желательно с максимальной пользой для Японии. Интенсивность исследований зависит от степени «значительности» конфликта на международной арене, а также от степени значимости для Японии втянутых прямо или косвенно в этот конфликт государств.

Японо-американское партнерство и одновременно соперничество в этом регионе развивались уже после окончания Второй мировой войны, но особенно динамично этот процесс происходил после окон­чания войны во Вьетнаме. Тогда правящие круги США начали пересматривать некоторые военно-политические концепции. Первой реакцией на поражение во Вьетнаме было усиление жесткости в подходе к ряду важных международных вопросов. США практически отказались от планировавшегося ранее сокращения вооруженных сил на территории Южной Кореи. Министр обороны США того периода Шлессинджер объявил о возможности применения тактического ядерного оружия в регионе в случае возникновения военных действий'. США в то время также отложили намеченную ранее полную нормализацию отношений с Китаем, учитывая существующий военный договор с Тайванем.

Именно в то время США начали поиск путей к сохранению и расширению своего влияния в этом важнейшем регионе, исходя из разработки соответствующей политической стратегии с учетом новых на тот момент реалий в Азии и соответствия своим интересам.

Происходила переоценка сил и возможностей союзников и американской военной помощи. По замыслам США, проведение странами Азии более самостоятельной политики способствовало бы более активному наращиванию ими военной мощи. Это вызвало бы потребность в закупках новых видов вооружения и технологий, что позволило бы сохранить зависимость этих стран от Америки на более выгодных для последней условиях.

Одновременно повышалась и роль Японии в американской военно-стратегической системе. Для США отношения с Японией носят первостепенное значение в восточной политике. В интересах дальнейшего укрепления военно-политических связей между двумя странами США шли на многие уступки в экономической области, несмотря на усиливающееся экономическое соперничество.

В Японии в то время понимали, что существует устойчивая тенденция к ослаблению американского военного присутствия в Азии и снижению возможности втягивания американских Вооруженных сил в любые международные конфликты. Появление этой тенденции было напрямую связано с поражением Соединенных Штатов во вьетнамской войне. Исходя из этого, тогдашние руководители Японии сформулировали три цели, которых пытались достичь в своих отношениях с США.

Во-первых, Япония стремилась заручиться четкими гарантиями Соединенных Штатов относительно «ядерного зонтика», то есть согласием США применить стратегическое ядерное оружие даже под угрозой втягивания США в ядерную войну для защиты интересов Японии. Во-вторых, Япония считала необходимым определить условия использования американских баз на своей территории. В-третьих, требовалось определить степень готовности Вашингтона консультироваться с Токио в слу­чае принятия кардинальных решений в рамках своей военной доктрины в Азии.

Одновременно японские правящие круги наращивали усилия по укреплению и расширению своих позиций в АТР, стремясь прежде всего к дальнейшей активизации политических контактов с входящими в него странами.

Тенденция к расширению обеими странами своего влияния в регионе продолжается и в настоящее время. Но если Япония в первую очередь старается использовать экономические рычаги, то Соединенные Штаты постоянно укрепляют свои политические позиции, порой даже с помощью военного вмешательства во внутренние дела третьих стран. В частности, в последнее время США активно вмешивались не только в международные, но и во внутренние конфликты. Речь идет в первую очередь об отношениях между США и Югославией, которые еще недавно находились практически в состоянии войны, а также о бомбардировках Ирака. Эти страны находятся в других регионах, но пример того, как поступает Америка с неугодными ей государствами, — налицо. Таким образом преподносится урок всему миру: США доказывают, что не побоятся военного вмешательства в дела других государств в случае, если в политике этих государств будет противоречить их национальным интересам. Это означает возможность вмешательства и в конфликт на Корейском полуострове в случае его обострения, а также много других международных ситуаций, решать которые Соединенные Штаты будут в свою пользу и с позиции силы. Тот факт, что Югославию бомбили не только американские самолеты, но в основном самолеты вооруженных сил других европейских стран — членов НАТО, не может скрыть того, что на самом деле именно США как самая влиятельная в составе НАТО страна принимала практически единолично решение о начале бомбардировок.

Япония старается действовать почти исключительно мирными экономическими методами. Шаг за шагом завоевывается азиатский рынок. Ведущие японские компании имеют свои филиалы во мпогих странах АТР, создавая в этих странах рабочие места и одновременно используя в своих интересах дешевую рабочую силу. Опыт показывает, что такая экономическая экспансия очень выгодна для Японии и полностью отвечает ее национальным интересам в силу специфики отношения к военным действиям.

Правительство Японии в отличие от многих западных государств не сделало упор на поддержке силовых действий против Югославии, а лишь подчеркнуло свое «понимание» этой «вынужденной меры». И Япония не рассматривала возможность финансового участия в покрытии расходов (а тем более непосредственного военного участия) этой операции в Югославии. Таким образом, Японрш восприняла известие о начале бомбардировок Югославии «с пониманием», но сдержанно. Ее цель — экономическое господство в АТР, переходящее в безграничное политическое влияние. С точки зрения правящих кругов Японии именно, такая политика может обеспечить безопасность в регионе и непосредственно самой Японии.

Логично предположить, что рано или поздно интересы США и Японии, во всяком случае в АТР, могут столкнуться. Несмотря на хорошие двусторонние отношения, наличие договора безопасности, не исключено, что в такой ситуации каждая из этих стран будет действовать в своих интересах. Причем, как показывают последние внешнеполитические события, Соединенные Штаты не останавливаются для достижения своих целей ни перед какими, даже крайними средствами.

В свете событий в Югославии и бомбардировок Ирака в сложном положении оказалась и Северная Корея. Напряженность между этой страной и Южной Кореей не ослабевает, а Россия уже не настолько влиятельна на международной арене, чтобы защитить своих настоящих и бывших союзников в случае возможных военных действий. Поэтому руководство КНДР, внешне оставаясь совершенно невозмутимым, старается продумывать свои внешнеполитические шаги и заявления. Ведь кто может поручиться, что следующей страной, которую вздумают по какой-либо причине «проучить» Соединенные Штаты, не станет именно Северная Корея? США создают себе плацдармы во всех стратегически важных регионах мира. Балканы — именно такой плацдарм. Корейский полуостров — стратегически очень важная точка в геополитической системе мира.

Япония понимает, что следующим регионом, представляющим стратегический интерес для США, может стать АТР. Оставаясь партнером и союзником США, Япония тем не менее не может не опасаться такого поворота событий, поскольку тогда ее влияние в АТР будет значительно ослаблено и одновременно возникнет угроза безопасности в регионе. Поэтому в настоящее время Япония старается активизировать свои отношения со странами АТР, предпринимает попытки еще более усилить свое влияние на этот регион и укрепить здесь все свои позиции. В японских средствах массовой информации постоянно подчеркивается необходимость решать конфликтные ситуации мирными дипломатическими методами.
Происходящие на рубеже веков метаморфозы в системе международных отношений оказывают огромное влияние на существующий мировой порядок. В силу этого возможны трансформации в системе союзов и альянсов, а также появление новой внешнеполитической стратегии как у США, так и у Японии. Соответственно многое в своей внешнеполитической и конфликтной стратегии, а также в концепции безопасности придется пересмотреть и России.

 

У вас недостаточно прав для того, чтобы оставить комментарий.

Научный баннерообмен

Координаты

Телефон: 7(495) 625-2942
7(495) 625-3694;
e-mail: info@vostokoved.ru
okpmo_ivran@mail.ru

103777, Москва
ул. Рождественка, 12
кк. 316, 319, 330, 332

Институт востоковедения РАН

Проезд: метро "Кузнецкий мост", далее пешком 3 мин. по ул. Рождественка в сторону Рождественского бульвара и Трубной площади.